Плавающий транспортер переднего края (ТПК) - конструктор Б. М. Фиттерман.

Рассказывая об истории отечественных мотоколясок и микроавтомобилей, нельзя не упомянуть о выдающемся конструкторе Борисе Михайловиче Фиттермане. Фиттерман родился в 1910 году в семье врача. Окончив в 1931 году «механический» институт им. Ломоносова (ныне МАМИ), вскоре устроился в Научный автотракторный институт (НАТИ), затем перешел в Научно-исследовательский институт городского движения (НИИГД). Разработал первую в СССР снегоуборочную машину.

После удачной, с инженерной точки зрения, но «идеологически» преждевременной работы над первым в стране городским автобусом повышенной вместимости (совместно с Борисом Гольдом и Владимиром Душкевичем) Фиттермана перевели на ЗиС, где поручили создание полноприводных грузовиков на базе ЗИС-5 и ЗИС-К2. Вскоре Фиттерман был назначен начальником конструкторского бюро шасси. Именно под его началом разрабатывалось трехосное шасси для тяжелого бронеавтомобиля БА-11.

Затем работал над проектами вездеходов ЗИС-32, ЗИС-36, полугусеничного автомобиля ЗИС-22. К началу Великой Отечественной войны Борис Михайлович стал одним из ведущих специалистов конструкторского бюро завода, а в марте 1943 года, после разработки танка на базе Т-60 и модернизации 82-мм батальонного миномета, Фиттерман был назначен главным конструктором ЗиСа. После войны под руководством Бориса Михайловича разрабатывались такие легенды отечественного автопрома, как ЗиС-110 и ЗиС-151. Именно Фиттерману страна обязана появлением «эталонных» бронетранспортеров БТР-152.

Советский автомобильный конструктор Б. М. Фиттерман. За создание этого БТР главный конструктор вместе с другими инженерами, принимавшими участие в создании боевой машины, был удостоен Ордена Трудового Красного Знамени. А на следующий после вручения правительственной награды день, 28 марта 1950 года, Фиттерман был арестован. Борису Михайловичу инкриминировали участие в подпольной антисоветской организации. После девяти месяцев предварительного заключения он был приговорен к 25 годам лагерей особого режима с последующей ссылкой на 5 лет. Освободили и реабилитировали Фиттермана лишь в конце 1955 года. Словно зарекшись трудиться в сфере государственных интересов, конструктор отказался и от возвращения на родной завод, и от работы в отраслевом министерстве. Борис Михайлович устроился в НАМИ, где первое время разрабатывал прицепы, а затем возглавил Бюро легковых автомобилей.

И – вот ирония судьбы – один из лучших в стране специалистов по мощной и крупногабаритной технике, создатель лимузинов, грузовиков, вездеходов и бронемашин, оказался во главе коллектива, перед которым была поставлена задача разрабатывать мотоколяски и миниавтомобили! И Фиттерман в очередной раз подтвердил тезис о том, что талантливый человек талантлив во всем. Помимо упомянутых уже прототипов для серпуховчан, под его руководством в 1958 году была создана четырехместная микролитражка НАМИ-059, на которую оказался поразительно похож выпущенный годом позже легендарный Austin Mini Алека Иссигониса; Фиттерман дирижировал волшебными превращения FIAT 600 сначала в «Москвич-444», а затем ЗАЗ-965.

Борис Михайлович настолько увлекся «автоминиатюрами», что в 1960 году написал книгу «Микроавтомобили», в который обобщил весь опыт конструирования и исследования зарубежных аналогов в этой области. Эта книга на долгие годы стала неофициальным учебником для всех отечественных конструкторов микролитражек. В конце 50-х, начале 60-х годов акцент экспериментов Фиттермана с «малыми формами» сместился с «безобидных» мотоколясок на «заточенные» под армейские нужды вездеходы. Именно он, исследовав множество вариантов конструкций, при создании прототипа ТПК предложил остановиться на независимой торсионной подвеске всех колес, колесных редукторах и полунесущем кузове. В результате, помимо запущенных в серию на луцком автозаводе ЛуАЗов -967 (ТПК) и -969, были созданы полноприводные грузовички и фургоны на базе ЗАЗ-965.

Впоследствии Борис Михайлович активно участвовал во многих разработках НАМИ, в том числе и в сферах совсем уже фантастических – например, в создании транспорта на воздушной подушке.
Умер Борис Фиттерман в 1991 году.

Читайте дальше.

«A» ©