Плановая экономика не потянула народный автомобиль Юность

Через некоторое время «Юность» показали Хрущеву, которого новый микроавтобус привёл в восторг. «Вот это – народный автомобиль!», – одобрил Никита Сергеевич. Талантами и способностями «юной дебютантки» восхищались все, и трудно было представить, что столь блестящая «партия» не обретет в самое ближайшее время «семейное счастье» в «законном браке» с отечественным автопромом.

«Юность» с равным успехом можно было использовать в качестве скорой помощи, маршрутного такси, машины для официальных делегаций, туристско-экскурсионного, служебного или пригородного автобуса, курортно-санаторного транспорта, аэродромного перевозчика авиапассажиров и платформы для установки всевозможной спецаппататуры – от киносъемочной до КГБ-шной.

В Совмине СССР идею одобрили и даже привлекли к решению задач соответствующие финансовые и плановые организации. Эксперты просчитали все варианты и пришли к выводу, что рентабельным стало бы производство на общей технологической базе 25 единиц ЗиЛ-114 в год, 300 единиц ЗиЛ-117 и 2000 (!) – ЗиЛ-118.

Всё упиралось в «сущий пустяк»: для реализации этого проекта нужно было построить новый производственный корпус общей площадью 50 тыс. м2. Общая сумма капиталовложений, необходимых для строительства, приобретения оборудования и освоения производства, составляла 10 – 12 миллионов рублей. По державным меркам не так уж и много, но здесь как раз и сказалась «незаконнорожденность» «Юности».

Плановая экономика СССР к подобным сюрпризам оказалась не готова: в проекте корректив семилетнего плана на 1959-1965 гг. не предусматривалось выделение средств на новое производство. На «святое» покушаться не стали, ЗиЛу пообещали «разрулить» ситуацию в начале 1966 года и посоветовали, не теряя времени даром, заняться производством и доведением до совершенства опытных образцов.

Забегая вперёд, следует отметить, что именно в этот момент «сказка» про «Юность» была как никогда близка к обретению «счастливого конца». Во многих курортных местах автомобиль был воспринят прекрасно. Каждая рекламная кампания в одессе и других городах-курортах уже заранее готовила разработку своих рекламных логотипов для турагенств. Но дальше было только хуже.