Ведущий конструктор ГАЗ-14 В. В. Носаков.

Несмотря на отсутствие вины Льва Еремеева в провале прототипов первой серии, на проект экстерьера кузова был объявлен конкурс, который выиграли работы молодого горьковского дизайнера, недавнего выпускника мухинского училища Станислава Волкова.

Позднее главный конструктор ГАЗа Александр Просвирнин, представляя читателям журнала «За рулем» новую «Чайку», напишет так: «При формировании облика автомобиля предстояло решить две противоречивые задачи. Кузов должен был отвечать современным тенденциям… /…/ …и в то же время нам хотелось избежать модных, броских решений, как правило, преходящих и потому неприемлемых для машины такого класса, внешние формы которой должны быть долговечными».

К тому времени ЗиЛ-111Г в кремлевском гараже уже уступил место ЗиЛу-114, перед глазами Волкова был пример «вневременного» решения облика сановного автомобиля, но молодому художнику удалось, выполнив требования Просвирнина, создать полностью самобытный экстерьер, стилистически ничуть не напоминающий ни зиловский лимузин, ни зарубежные аналоги. В 1968 году макет новой «Чайки» вместе с первым прототипом будущей «31-й Волги» уже обсуждался на заседании художественно-конструкторского совета КЭО (конструкторско-экспериментального отдела) ГАЗ, а в 1969 году проект был утвержден макетной комиссией.

Руководитель испытаний Б. И. Греков.

Опытные образцы состоявшегося в общем виде автомобиля подвергли стендовым и дорожным испытаниям. Поскольку лабораторная диагностика тех лет была довольно несовершенна, львиная доля просчетов и слабых мест выявлялась в полевых условиях – на Дмитровском полигоне и в ходе «экстремального» пробега по дорогам Крыма и Кавказа. Через год напряженной работы над ошибками были наконец созданы прототипы третьей, окончательной серии в формате «сделано как надо». Летом 1973 года предсерийные образцы вновь отправились в испытательный крымско-кавказский пробег, но испытания на сей раз были официальные – приемочные. По их результатам государственная комиссия рекомендовала ГАЗ-14 к постановке на производство. С момента начала работы над новой «Чайкой» в КЭО ГАЗ было построено в общей сложности 8 опытных прототипов, причем, по словам Носакова, последний из них отличался от первого гораздо сильнее, чем первый от ГАЗ-13.

“A” ©