Москвич - 403 - любимый автомобиль начала 60-х

Почти во всех технических описаниях «Москвич-403» характеризуется как переходная модель между двумя базовыми малолитражками МЗМА – М-407 и М-408. Но при всей своей «промежуточности» и «несамостоятельности» именно «четыреста третий» стал любимой машиной многих советских автомобилистов первой половины 60-х годов.

«Временный», переходный статус «Москвича-403» отражён даже в его индексе.
Вопреки устоявшейся практике «говорящего» цифрового обозначения моделей МЗМА – двойного вначале (первое число указывало на модель двигателя, второе – на модель кузова), а затем, начиная со второго семейства, сокращенного у базовых седанов до «реквизитов» мотора – «Москвичу», в конструкцию которого начали внедрять узлы, разработанные уже для следующего поколения московских малолитражек, присвоили просто «свободный», ничему не соответствующий индекс.

(Согласно единой система классификации автотранспортных средств 1945 года, модернизируемым моделям присваивались «номера», меньшие «номеров» базовых моделей.) В 1962 году, конец которого был ознаменован появлением нашего «главного героя», на ГАЗе освоили выпуск «21-й» «Волги» третьей серии, а в Запорожье готовили улучшенную модель «Горбатого» с литерой «А». Вот, собственно, и всё, что составляло конкуренцию «Москвичу-407» в «частном секторе» отечественного «авторынка».

При этом вполне полноформатный «Москвич» был намного доступнее недосягаемо дорогой для большинства простых граждан «Волги», но существенно превосходил «Запорожец» в «настоящести»: мощности двигателя, динамике, комфорту и прочим потребительским показателям. Стоил «четыреста седьмой» 2,5 тысячи рублей, что делало его желанным и востребованным сотнями тысяч советских людей.

Совсем неплохо обстояли дела и на внешнем рынке. Из 360 тысяч произведенных Москвичей-407 каждый третий был поставлен на экспорт, и в своем классе эта модель в начале 60-х по-прежнему не уступала зарубежным аналогам.

“A” ©

PS. Современному поколению молодых людей, наверно, стоит пояснить, 2500 советских деноминированных рублей по покупательской способности внутри СССР можно приравнять современному миллиону рублей (посчитайте, сколько на миллион можно купить ВАЗ-21012, или сколько можно купить lbook ereader v5, сейчас можно свободно купить Форд Мондео в базовой комплектации за эти деньги), автомобиль даже такого класса за эту сумму в СССР начала шестидесятых – это был не подарок. Такими авто руководство СССР пыталось в мягкой экономической форме завершить процесс изъятия осевшей у населения наличности после денежной реформы.