ЗАЗ-968А.

На стыке семидесятых-восьмидесятых годов практически все отечественные производители легковых автомобилей были готовы начать выпуск совершенно новых базовых моделей, но вместо этого по тем или иным причинам ограничивались рестайлингом старых. Не стал исключением и Запорожский автомобильный завод.

В ожидании «отмашки» «сверху» к началу выпуска переднеприводной «Таврии» ЗАЗ произвел последнюю модернизацию ставшего уже классическим «ушастого» «Запорожца».
Фейслифтинг заднемоторной микролитражки позволил ЗАЗ-968М не только дождаться на конвейере «Таврию», но и продержаться на нем 15 лет. Ниша, которую заднемоторные «Запорожцы» занимали на потребительском рынке Советского Союза, была по-своему уникальна.

Если его западноевропейский аналог-долгожитель «Фольксваген Жук» с течением лет менял свою «целевую аудиторию», приспосабливаясь к росту уровня жизни – из «автомобиля для всех» он постепенно превратился в неприхотливое транспортное средство студентов и домохозяек, – то «ЗАЗ» на протяжении всей своей истории оставался единственной доступной машиной для миллионов советских людей.

ЗАЗ-968А.

Немалую роль в этом играла и стоимость автомобиля – мало кто задумывался на тем, что советского потребителя не пугали спекулятивные цены на магнитофоны японского производства, которые приобретали через сеть магазинов “Березка” или у моряков. Так вот, автомобиль «ЗАЗ» стоил столько же, за сколько в Москве продавали знаменитую магнитолу “Sharp 7777” в начале восьмидесятых. С одной стороны, это не позволяло микролитражке эволюционировать по пути упрощения и удешевления (более того, разрабатывая 966-ю платформу, запорожские конструкторы претендовали на создание конкурентоспособной альтернативы «Москвичам»). С другой стороны, по той же причине «Запорожец» не имел морального права «переползать» в большую «весовую» и ценовую категории, а значит не мог серьезно улучшаться.

Во-первых, замороженная на долгие годы цена в 3,5 тысячи рублей, в которые покупателям обходился ЗАЗ-968, была своеобразным потребительским рубежом: те, кто мог себе позволить заплатить больше, предпочитали покупать «Жигули» или «Москвичи». А, во-вторых, народ, слагающий об «Ушастом» многочисленные анекдоты и считающий хорошим тоном отзываться об этой машине иронично-пренебрежительно, тем не менее, записывался в очереди на приобретение «Запорожцев». Пусть эти очереди были не такие безнадежно длинные, как очереди на «Жигули», но они были.

ЗАЗ-968А.

Производственных мощностей завода «Коммунар» не хватало для обеспечения микролитражками всех желающих. Миллионный «Запорожец» (им стал ЗАЗ-968А) сошел с заводского конвейера лишь в январе 1976 года, спустя 15 лет с начала производства автомобилей в Запорожье. Казалось бы, ЗАЗ-968А без изменений можно было выпускать и успешно реализовывать на внутреннем рынке до морковкиного заговенья (спрос на запорожскую «классику» пошатнули лишь появление в 1988 году «Оки», а затем хлынувшая в страну лавина подержанных иномарок), однако существовали и иные резоны.

“A” ©