Бронированный ЗиЛ-41052 во время визита М.С. Горбачёва в Индию.
Именно в третьем поколении «115-го» семейства удалось в полной мере воплотить все наработки, связанные с безопасностью. В нашей стране бронированные лимузины ведут свою родословную от ЗиСа-115 – созданной специально для Сталина модификации ЗиС-110. Об этом сравнительно простом и эффективном способе защиты вспомнили лишь после неудавшегося покушения на Брежнева в январе 1969 года.

Новые лимузины решено было бронировать по технологии, использованной на «115-м» ЗиСе, то есть в основу конструкции положить так называемую «бронекапсулу» – несущий объём сложной конфигурации, как бы «броневик внутри автомобиля». Бронекапсула крепилась к раме и уже затем «обвешивалась» кузовными панелями. Эффективность такой защиты от пуль и осколков проверялась ещё при Сталине, сомнения вызывала лишь способность бронекапсулы выдерживать «таранные» нагрузки. В 1975 году все сомнения были рассеяны простым и эффективным способом: один из сохранившихся «115-х» на полигоне «стукнули» о бетонный куб. Краш-тест подтвердил способность конструкции «держать удар».

Видимо, «тема» не считалась приоритетной, поскольку первые «ходовые» бронелимузины на базе ЗиЛ-114 планировали построить для Леонида Ильича лишь к концу 1982 года. Для накопления необходимого опыта на полигоне «расстреливали» оснащенные отдельными элементами экспериментальной бронезащиты ЗиЛы-117. Но в ноябре Брежнев умер, а пришедший ему на смену Андропов разработчиков не торопил. Накопленный опыт решено было использовать для «капсулирования» лимузинов нового семейства. Бронекапсулы заказали в Кургане. С 1982 по 1987 год на одном из курганских заводов было сварено более двух десятков бронекапсул, используемых в дальнейшем на лимузинах всех поколений.

Неавральный характер работы позволил первые два лимузина, построенные «вокруг» бронекапсул, использовать лишь для испытательных обстрелов и подрывов. О том, какое значение своему детищу придавали сами разработчики, свидетельствуют цифры индекса модели. Если все прочие модификации, созданные на базе лимузина первого поколения ЗиЛ-4104, обозначались пятой цифрой после «основополагающей» «четверки», то бронированная версия была пронумерована как самостоятельная базовая модель – «ЗиЛ-4105». И более поздние варианты бронелимузинов, создаваемые на базе машин следующих поколений, индексировались в соответствии с этой логикой, как модификации «4105».

“A” ©