М-410Н.

Предыдущую часть читайте здесь.

Заместителем Главного конструктора МЗМА А.Ф. Андронова в те годы работал Игорь Александрович Гладилин. Еще в период разработки Москвича-410 ему удалось убедить заводское руководство, что «общегражданский» автомобиль для села должен строиться по совершенно иным принципам и несколько позже возглавил работы по созданию экспериментальных моделей, но за «охотничью лицензию на «журавля в небе» ему пришлось расплачиваться «послушанием» в виде модернизации «синицы в руке», то есть устранения недостатков освоенного и востребованного М-410.

Улучшить устойчивость малолитражного джипа возможности не было, оставалось бороться за жесткость кузова. Наиболее очевидным решением было изготовление лонжеронов из более толстых стальных листов, однако завод не располагал необходимым для этого технологическим оборудованием. Пробовали наваривать вдоль несущих элементов кузова дополнительные полосы, но это не дало ожидаемого эффекта.

«Москвич-411».

И тогда Гладилин принял парадоксальное, на первый взгляд, решение: установить на полноприводное шасси кузов от Москвича-423Н – универсала на базе М-407. Многие ошибочно полагают, что получившийся в результате этого опыта полноприводный универсал Москвич-411 возник как бы «автоматически», в результате «пересечения» «линейки» модификаций кузова (модели М-407 – М-423Н) по «горизонтали» с «линейкой» модификаций шасси (модели М-407 – М-410Н) «по вертикали». Нет, это был именно смелый опыт Гладилина. Нельзя забывать, что универсал на базе Москвича-410 не выпускали. И результат, пусть и не стопроцентный, был достигнут! За счет более длинной крыши и задних стоек как дополнительного силового элемента кузов универсала обладал гораздо большей, по сравнению с седаном, жесткостью на излом и кручение.

«Москвич-411».

Кроме того, оказалось, что именно универсал соответствует требованиям, предъявляемым к малолитражному многоцелевому автомобилю для села. Вышло так, что проходимый, вместительный и комфортабельный Москвич-411 опередил время на два десятка лет. Автомобили с полным приводом таких модификаций и ценовой категории не производил никто. И именно по такой схеме впоследствии начали строить большие гражданские джипы все мировые производители. Производство полноприводного универсала было освоено МЗМА через пару месяцев после начала выпуска М-407 и М-410Н, однако машина получилась достаточно дорогая, поэтому за три с небольшим года – вплоть до скоропостижного сворачивания на московском заводе малолитражек внедорожного «проекта» в 1961 году – было выпущено всего 1515 таких автомобилей.

Читайте дальше.

«A» ©