Андреев на фоне Эйфелевой башни. Париж. 1994 год

Предыдущий материал читайте здесь.

Есть в Орле удивительный человек – Валерий Сальников. Удивителен он тем, что для него нет ничего невозможного. И не в силу какого-то особого положения в обществе (Валерий – тележурналист, ведет на орловском ТВ программу «Версты») или сказочного богатства (ну какое, скажите, у журналиста богатство?).

Устроен он так. По его собственному утверждению, при необходимости можно достать даже лунный грунт – было бы желание. НАСТОЯЩЕЕ желание, побуждающее человека искать пути для его реализации. При этом Валерий – заядлый путешественник: пешком, на байдарке, на велосипеде, на автомобиле, «и с разбегу, и на месте, и двумя ногами вместе».

Нет, наверное, места на карте России (кроме, разве что, Северного полюса), где Сальников не побывал бы; и нет, пожалуй, транспортного средства (кроме, разве что, танка), которым он не воспользовался бы. Может, я немного и преувеличиваю, но по существу все верно. Так вот, сочетание первого качества Валерия (уверенности в отсутствии невозможного) со вторым (любовью к странствиям) в 1991 году привело к возникновению потрясающей идеи: совершить («с целью укрепления добрососедских отношений и в порядке культурного обмена») ряд велопробегов в города-партнеры Орла.

Их, напомню, шесть: голландский Леуварден, финский Нокиа (телефоны nokia слайдеры знают все), болгарский Разград, немецкий Оффенбах-на-Майне, французский Шалон-на-Марне и еще один «недобросовестный» партнер затерялся где-то на пыльных просторах не то алабамщины, не то техасщины. Когда-то они назывались городами-побратимами, но со смертью Брежнева ушла и традиция закреплять отношения братскими поцелуями; правильность формулировки была подвергнута сомнению, а переориентация соцлагеря на рыночную экономику подсказала новую форму «родства» – партнерство.

Впрочем, как при «братстве», так и при «партнерстве» отношения Орла со своими географическими «родственничками» сводились к обмену официальными делегациями в неофициальных целях: «банкет по протоколу». Сальников со своим велосипедом в эти отношения вписывался так же, как только что вышедший из леса партизан в парадный строй гвардейских войск на Площади. Аналогия с партизаном уместна здесь еще и потому, что вся сальниковская задумка изначально выпадала из плана действий «регулярной армии» чиновников.

Тем не менее неугомонный орловский «Сенкевич» в течение 91-93 годов ухитрился организовать и провести велоэкспедиции в Леуварден, Нокиа и Разград.

Читайте дальше.

Константин Андреев.