Гостеприимный обед в Шелехове

Предыдущий материал читайте здесь.

Утром 17 июля мы финишировали в конечной точке автопробега – городе-спутнике Иркутска Шелехове. В 92-м городок отпраздновал свое тридцатилетие, а начиналось всё в 1962-м со строительства алюминиевого завода союзного значения. Город в общем-то пристраивался к заводу как одно большое общежитие для будущих рабочих. Первые строительные бригады были укомплектованы исключительно добровольцами из Орла, и труд наших земляков превратился со временем в красивую патриотическую легенду. Одна из шелеховских улиц носит имя «Орловских комсомольцев».

Назван город в честь русского географа Григория Ивановича Шелихова. При наименовании случился курьез. Фамилия землепроходца, как вы могли заметить, пишется через «и», но когда в Верховном совете утверждали название города, какой-то умник из высших эшелонов власти написал в основополагающем документе «Шелехов» – через «е». Орфографическая ошибка стала исторической. Написанное пером этого человека не подлежало вырубке даже топором здравого смысла.

Выглядел город с шестидесятитысячным населением прекрасно. Аккуратные невысокие дома тонули в зелени нетронутой тайги. На улицах было удивительно чисто, воздух пах соснами. Словом, тишь да гладь, да божья благодать. Но благополучие это было лишь видимым. Шелехов пребывал на грани экологической катастрофы, обусловленной алюминиевым производством. Завод мог бы сказать городу то же, что Тарас Бульба своему сыну Андрию: «Я тебя породил, я тебя и убью!». В 93-м году смертность здесь превышала рождаемость, люди начали привыкать к похоронам детей. Завод, безусловно, кормил горожан, но кормил на убой.

Представители шелеховской администрации встретили нас превосходно. Сибирское гостеприимство ни в чем не уступало хваленому кавказскому. Два дня мы купались в заботе, ласке и Байкале, а на третий прилетели французы. Начался основной этап нашей экспедиции – путешествие по Байкалу, но о нем, увы, много не напишешь. То, что мы видели, описанию не поддается. Есть такие места на планете, которые нужно увидеть, особенно если это природные заповедники – Ниагарский водопад, остров Косумель, горы Алтая – даже фотографии передают такие красоты мира очень и очень условно. Природу нужно увидеть и ощутить собственным прикосновением к ней.

Робкая попытка передать радость от ОБЩЕНИЯ с фантастическим озером сведется к сравнению, по-нятному лишь меломанам со стажем: если бы Байкал был музыкой, он звучал бы, как «Pink Floyd». Ну как еще передать его величие, красоту и своеобразие, как еще объяснить, что на Байкале ты прикасаешься к краешку Вечности? Сказать, что это озеро содержит 1/5 мирового запаса пресной воды? Простите за невольный каламбур — слишком сухо. Пуститься в изобилующие превосходными эпитетами описания? Но это не передаст и сотой доли эмоций, испытываемых на побережье. Такое действительно стоит один раз увидеть.

Читайте дальше.

«A» ©