Маска для подводного плавания отлично пригодилась для женского портрета на берегу. Черное море. 1997 год.

Приношу извинения за то, что немного отвлекся в лирические воспоминания о том путешествии, хотя и они приятны, но в контексте совсем иного повествования. Возвращаюсь к описанию особенностей черноморского курортного отдыха середины девяностых. И, естественно, мы не могли обойтись без того, чтобы взять с собой и опробовать маску и ласты для подводного плавания (то, что у нас теперь называют на западный манер дайвингом). Но прежде о том, как все мы стали жертвами советской рекламы дайвинга, которую ненавязчиво продвигали в телепередаче «Клуб кинопутешествий».

Помните, нам там нередко показывали великолепные подводные киносъемки Кусто («Подводная одиссея Кусто»)? И нам казалось, что дайвинг является достаточно приятным и легким занятием, в любом море погружайся с камерой и получай удовольствие, а зимними вечерами удивляй своих гостей демонстрацией уникальных фотокарточек с дивными морскими обитателями подводными. Естественно, опыт погружения у нас, мальчишек, был, и не только на дно ванны. Я, к примеру, неоднократно ловил раков в различных пресных водоемах, искал щурат в иле, но как-то не приходило в голову никогда называть это так громко – дайвинг.

Вот такое странное излучение напустила на меня черноморская медуза в желтой воде. Черное море. 1997 год.

Словом, в ту поездку на Черное море мы решили повторить все подвиги Кусто одним махом – наплаваться под водой, наснимать много красивых фото, если повезет, поймать за хвост черноморское подводное чудище. Но Черное море, вероятно, не зря называют черным – в нем столько всякой грязи, что говорить о каких-либо подводных съемках просто нелепо. Нет, фотографировать там есть что (медуз, например), но вода вся задает неприятный желтоватый сернистый оттенок, вызывающий некие ассоциации, будто ты нырял где-нибудь у канализационных стоков Москва-реки. Да и медузы обладали какими-то опасными свойствами – специально не стал ретушировать этот портрет медузы, почему-то именно на этом кадре только получились подозрительные полосы, будто от медузы фонило излучением непонятным.

А на мелководье вся подводная стихия выглядит неплохо. Черное море. 1997 год.

Много позже, когда у нас появилась возможность уже ездить на Мальдивские острова посреди среди Индийского океана с чистейшей водой, тогда уже я понял, насколько дайвинг увлекателен, но и сложен (если честно). Однако и там снимать достаточно сложно, хотя если снимок удается, то на пять с плюсом. Но в середине девяностых выгодные туры с отдыхом на Мальдивах от туроператора Зевс Трэвел нам еще даже и не снились, признаться. Зато нам были доступны уже во всей красе наши российские «мальдивы», черноморские, значит. Однако, я решил слукавить и сделал несколько фото у берега, в месте, где было неглубоко и в спокойную погоду вода еще была относительно прозрачной, пока Мария не решила изобразить там «заходящий в гавань дредноут».

А на мелководье вся подводная стихия выглядит неплохо. Черное море. 1997 год.

Тут я сразу вспомнил анекдот про то, как обезьянка ловила рыбу, а мимо проплывал крокодил, и поинтересовался ехидно, мол, рыба то ловится как (предполагая, что не ловится, да еще с такой мордой, как у обезьяны). На что моментально получил ответ, типа, поймаешь тут, когда такие морды плавают туда-сюда. Впрочем, это не о Маше, она красивая (на мой вкус), но воды намутила столько, да еще и рассмешила меня, что я чуть было фотик в воду не уронил. Таким образом, можно констатировать, что на Черном море любители дайвинга могут оттачивать технику погружения, плавность движений при заплывах под водой и умение подолгу держаться на глубине без акваланга, только с трубкой и маской. Но только – именно для тренировок подходит Черное море, от дайвинга вблизи побережья особого удовольствия я не испытал.

Мария изображает заходящий в гавань дредноут. Черное море. 1997 год.

Однако эта заковыка ничуть не испортила нам настроение, ласты и маска после того, как все попробовали по паре раз погрузиться, были благополучно убраны в багаж и после никто их оттуда ни разу не доставал (да и не вспоминали вслух тоже). Черноморский курорт и без дайвинга содержит огромное количество всевозможных удовольствий, начиная с купания и загорания на пляже, заканчивая прочими развлечениями (об этом позже). Хотя, вот о том как мы пытались найти свободный пляж в Геленджике в 1997 году, читайте дальше.

Не ходите, дети, в Африку гулять!