Культ обезьян и драконов. Бали. 2011 год.

— Почему вы не едите обезьян? — спросили мы у приютившей нас в Куте хозяйки. — Они у вас тут миллионами живут (памятуя заповедник Ууу-Буде), а люди питаются плохо, недоедают мяса, много истощенных от бедности жизни!
— Есть обезьян?!! — хозяйка дома посмотрела на нас, как на умалишенных, предложивших ей, как минимум, заняться каннибализмом. Как максимум — святотатством религиозного свойства…

Культ обезьян и драконов. Бали. 2011 год.

Культ обезьян и драконов. Бали. 2011 год. Действительно, если заглянуть в историю происхождения той религии, которая сегодня называется индуизмом, в ней нет ничего о священных свойствах этих зверьков. К тому же, ведут себя нагло, порой безнравственно (за ручку детишек мимо обезьяньего семейства лучше проводить осторожно, чтобы не упустить тот момент, когда правильнее будет прикрыть их невинные глазки от созерцания семейных нравов обезьян). Изначально индуизм был той самой религией, которую в этот регион принесли племена ариев из Европы. В ней было символическое изображение Бога в виде дракона, и даже некоторых ангелов изображали драконами. Культ обезьян и драконов. Бали. 2011 год. Это понятно — в Европе имели понятие о драконах, особенно в Северной.

Но драконы, понятно каждому — это некогда жившие огромные и грозные рептилии, они ассоциировались у ариев (впоследствии индоариев) именно с силами небесными. Но почему обезьяны вдруг возвысились у индусов до уровня богов? Независимо от того, кто как относится к кошкам на улицах Москвы, никому не придет же в голову их обожествлять. Мы не едим кошек по иным соображениям, далеким от религиозных культов и верований. И не обижаем этих животных из соображений гуманности. И если они что-то символизируют в нашем сообществе, то обстановку насыщенности домашнего уюта, не более того (ну, разве что кто-то в них обнаружил целебные свойства, кладет котов на больные участки тела).

Культ обезьян и драконов. Бали. 2011 год.

Культ обезьян и драконов. Бали. 2011 год. И даже самому заядлому кошатнику не придет в голову разрешать своим питомцам воровать в доме еду. А на Бали это в порядке вещей. Вернее, я неверно высказался — в порядке вещей позволять красть все подряд у туристов, а сами балийцы за своим скарбом приглядывают весьма зорко. Разумеется, крупные отели или сдаваемые туристам в аренду шикарные виллы на Бали защищены от набегов этих приматов хорошо. Но стоит выйти на улицу, тут же за вами начинается наблюдение и охота вездесущих обезьян. Наша хозяйка была достаточно начитанной женщиной, она нам тоже рассказала известную всем легенду, как написано в Рамаяне, о том, как царь обезьян Хануман помог богу Раме освободить его возлюбленную Ситу из плена царя-людоеда, за что все потомки Ханумана получили на веки вечные статус священных животных в Индии и других регионах, где исповедуется Индуизм. Культ обезьян и драконов. Бали. 2011 год. Мы кивали головами в знак согласия, но так и не смогли понять — зачем нужно так распускать зверьков.

Признаться, лично я улавливаю в этом вопросе некую долю лукавства, базирующуюся на том, что индусы не желают признавать того, что культ почитания обезьян — это элемент язычества. Лукавство местных жителей я усматриваю в том, что, почитая обезьян священными, они не станут за свой счет выменивать у них украденные у туристов вещи. Если вы зазевались, и макака стащила ваш фотик или кошелек, тут же появляются рядом специально обученные бои, предлагающие купить у них кулек с орехами. Потом они с этим оплаченным вами кульком начинают приманивать обезьянку и меняют у нее орехи на вашу вещь (за это также предусмотрена плата). И в в этом я и вижу местное лукавство — они договариваются с обезьянками за наш счет — людей, которые не разделяют с ними священного трепета перед этими приматами.

Культ обезьян и драконов. Бали. 2011 год.

Насколько я читал из истории религий, есть ученые, которые выдвигают гипотезы, будто обезьяны являются деградировавшими ветвями гомо сапиенс, и по этой причине их есть нельзя. Допустим, что есть их никто и не собирается, но наводить порядок в туристической инфраструктуре Индонезии по части безопасности от обезьян необходимо. В крупных отелях никто не отстреливает обезьян, а просто создают преграды из сеток. И никто владельцев гостиниц (местных жителей) за это не осуждает, дескать они нарушили священные права священных животных. Бизнес есть бизнес, и ничего личного. Нужно только немного проявить желания. Ну, а к драконам претензий нет, ни в каком контексте — вымерли они в природе давным давно…

Культ обезьян и драконов. Бали. 2011 год.