Коллекционирование масштабных моделей автомобилей в СССР

Предыдущий материал по теме читайте здесь.
Чтобы понять «кухню» проекта «Автолегенды СССР», придется совершить небольшой экскурс в историю коллекционирования масштабных моделей. В связи с тем, что иметь собственный автомобиль в СССР могли себе позволить очень немногие, любовь к машинам принимала у людей платонические формы: кто-то увлекался автомобильной историей, кто-то выписывал журналы, кто-то носился по улицам с фотоаппаратом…

Когда в середине 70-х годов в Саратове начали выпускать «сувенирные» масштабные модели отечественных автомобилей, это «нашло живой отклик в сердцах» многих советских «латентных» автомобилистов. Люди начали активно собирать машинки, благо ассортимент был невелик, но регулярно пополнялся, а радости эти «сувениры» доставляли – о-ог-го… А потом, ближе к концу 80-х у многих хобби угасло.

Во-первых, на «Саратове» успело вырасти, заматереть и обзавестись обычными взрослыми проблемами пара поколений наших людей. А, во-вторых, и это – главная причина «угасания» коллекционирования – все собрали всё. Ассортимент базовых, то есть отличающихся друг от друга саратовских моделей ограничивался тремя десятками машин, причем все это были главным образом автомобили 70-х годов. Ни о каких действительно легендарных «Эмках» или «21-х Волгах» и речи не было, а коллекционеры мечтали именно о чем-то подобном.

В 90-х случился товарный прорыв, российский рынок заполонили модели импортных производителей, всколыхнули новую волну коллекционирования, но это были «иномарки»! Наши машины никто выпускать не спешил. В свете всего этого маркетинговый проект, осуществленный «DeA», выглядит просто гениальным! Представь: на российский рынок регулярно, раз в две недели, вбрасывается новая масштабная модель отечественного автомобиля, причем по рекомендованной цене всего 250 рублей. Говорю «всего», потому что к моменту запуска этой журнальной серии в продаже уже начали появляться первые отечественные «машинки», но ассортимент их был очень невелик, а стоили они не меньше тысячи.

Словом, на «Автолегенды СССР» набросились прежде всего «оголодавшие» за годы вынужденного «воздержания» коллекционеры. Итальянцы совершили незаметную рыночную подмену, «зарядив» партворк объектом коллекционирования! То есть традиционную потребительскую аудиторию, состоящую обычно из случайных людей и детей, они расширили за счет собирателей масштабных моделей. Реально серия ориентирована именно на них.

Отсюда и необязательность интереса покупателей к журналу, отсюда и условный характер «легендарности» той или иной машины. Если бы критерием при отборе того или иного прототипа для серии была реальная его «легендарность», «Автолегенды» закончились бы на третьем десятке выпусков. Но зачем же фирме прерывать коммерчески успешный проект? Поскольку в «DeA» уверены, что именно благодаря коллекционерам будет раскуплен тираж партворка, посвященного ЛЮБОЙ советской машине, они «обогатили» серию моделями, прототипы которых легендарны весьма условно. Писать про них практически нечего, читать скучно, а вот иметь «машинку» не откажется никто.

По этому же принципу формируются журналы по другим темам коллекционирования или хобби, например по кулинарии. Есть просто кулинарные книги для специалистов или любителей готовить, а есть глянцевые журналы для городских домохозяек, которым не так интересны тексты рецептов, им интересны рецепты с фото больше, чем технология приготовления. Почему? Потому что, если кулинария является еще и хобби, о рецертах интересно просто общаться с подружками, мечтать и так далее — это невозможно без красивых иллюстрированных журнальных фото.
Читайте дальше.

Константин Андреев.
Журнал «Регион-57».