Северобайкальск. Костюм пожарного-парашютиста

Предыдущую часть читайте здесь.

Летом 93-го полуторамесячная засуха, сопровождаемая тридцатиградусной жарой, высушила окружающую Байкал тайгу и привела к чудовищным по размаху лесным пожарам. Территория Северобайкальского лесхоза составляет примерно 1 миллион 600 тысяч «Га». Ко дню нашего отъезда с Байкала на этой площади бушевало восемь крупных пожаров – по 5-10 тысяч гектаров каждый.

Если учесть, что штат лесничих хозяйства насчитывал тогда 40 человек, и еще столько же трудилось в лесопожарной службе, нетрудно понять: противопоставить стихии было нечего. Материально-техническая база лесничества исчерпывалась одним Уазиком, одним хронически неисправным мотоциклом, пятью лопатами и некоторым количеством багров. Основными орудиями тушения пожаров, по признанию самих огнеборцев, служили руки, ноги, голова и телефон. (Мобилы в обиход тогда еще не вошли!) Арсенал заслуживал уважения, но для ликвидации 35-40 очагов возгорания в день достаточен не был.

Отдельных слов заслуживают люди совершенно незаменимой в тайге, но экзотической для нас специальности. Речь идет о пожарных-парашютистах. Часто тайга начинает гореть там, где её «зеленое море» можно считать открытым, в непроходимом удалении от берегов цивилизации. Бороться с огнем проще, пока он основательно не разгорелся. Для противоборства с такими вот недоступными для наземного транспорта очагами с самолета на парашюте сбрасывают специально обученных людей. Чаще всего по одному. Я беседовал с этими людьми. Нормальные ребята без налета суперменства. А что жизнью каждый раз рискуют, так работа такая!

В самый разгар лесных пожаров в Северобайкальске прошел семинар по обмену опытом глав районных администраций Бурятии, «владеющей» всем юго-восточным побережьем Байкала. Пьяную компанию «администраторов» в течение недели вывозили на автобусах на пикники, а все попытки лесничих достучаться до людей, способных профинансировать борьбу с огнем, воспринимались «семинаристами» как бестактные посягательства на их конституционное право отдыхать. Лес горел от стыда за чиновников.

Байкал. пос. Сарма

Современные путешествия уже немыслимы без фото-видео съемки увиденных мест, встречаемых людей и прочего антуража. Как правило, каждый путешественник снимает то, что максимально отображает его интересы. Одни фотографии туристов демонстрируют официальные и полуофициальные групповые фото участников похода в окружении антуража посещаемых мест. На других фото запечатлены встречи с некоторыми представителями местного населения. Нередки и обычные бытовые зарисовки — интерьер номера отеля, внешний вид блюд в ресторане, популярный в данной местности тюнинг автомобилей.

Иркутский порт. Дьяконов и б**ди

Читайте дальше.

«A» ©