ЗиЛ-118 - фурор в высшем обществе

Окрыленные надеждой, конструкторы «Юности» рьяно взялись за наработку модификаций. В 1963-64 гг переоборудованный в 15-местное маршрутное такси ЗиЛ-118 отправили «на стажировку» в один из московских таксопарков, нарушив существовавшую в то время в этой сфере монополию «РАФиков». Очень скоро стало ясно, что «Юность» превосходит рижские микроавтобусы по всем показателям.

Тогда же две «Юности» построили в реанимационно-операционной версии. 1966 год не принес обещанного решения вопросов, связанных с финансированием серийного производства «Юности», но годом спустя произошло событие, вновь вселившее надежду на «хеппи энд».

В начале мая 1967 года Советский Союз впервые принял участие в Международной автобусной неделе – феерической смеси фестиваля туристических агентств и спортивно-технических соревнований автобусов. Восемнадцатое по счету подобное мероприятие проходило на сей раз в Ницце. Представлявший СССР «Интурист» техническое обеспечение своих конкурсных маршрутов возложил на ПАЗ-665 «Турист», одноименный ЛАЗ-699, ЛАЗ «Украина» и… «Юность».

Именно последней суждено было стать главным открытием фестиваля, ее безусловным фаворитом и всеобщей любимицей. Впрочем, эмоции эмоциями, но были ещё и официальные итоги. Прекрасная дебютантка затмила всех и в беспристрастной области статистики: Гран При Президента Французской республики завоевал «Интурист» за организацию и проведение маршрута ЗиЛ-118; Кубок Оргкомитета «Юность» получила по совокупности лучших показателей тягово-скоростных свойств, уровню внешнего шума и плавности хода; в конкурсе кузовов наш микроавтобус разделил с другими советскими машинами серебряную медаль французской федерации кузовостроения… Всего же «Юность» привезла с этих соревнований 12 призов в различных номинациях!

Разбросанных на триумфальном для нее балу хрустальных туфелек нашей «Золушке» хватило бы на дюжину принцев… Увы, на Родине произведенный в Ницце фурор оценили лишь на уровне одобрительного похлопывания по плечу. В тыкву карета не превратилась, но и во дворец падчерицу автопрома никто звать не спешил. Неприятным было то, что именно эта модель микроавтобуса для горнолыжных курортов вполне соответствовала мировому уровню второй половины шестидесятых, причем, именно для горных дорог Европы. Но все произошло, как всегда в СССР, и теперь на горнолыжные курорты Заальбах или Хинтерглемм нас возят все те же форды, фольксвагены или тойоты. Впрочем, о чем говорить – и то, что нам стали доступны австрийские Альпы, заслуга отнюдь не “направляющей и вдохновляющей роли КПСС”.

“A” ©