Умом вьетнамца не понять.

Как бы парадоксально это ни звучало, но когда попадаешь в современный Вьетнам, первым делом вспоминаешь известную классическую российскую мудрость, но в переложении на другой народ – умом вьетнамца не понять. Очень трудолюбивый народ, работает не покладая рук, исполнителен и даже азартен, но только в рамках объективной необходимости. За пределами необходимости вьетнамцы точно также ленивы, как и все остальные народы. Только, в отличие от европейской ментальности вьетнамцы не считают личное обогащение важной мотивацией для ударного труда (почти как мы).

Умом вьетнамца не понять.

Главное для вьетнамца заключается в двух правилах: чтобы не было претензий от властей, чтобы не было претензий от работодателя. И с этой позиции они делают буквально все в своей жизни. И выглядит их жизнь, как хаос, на первый взгляд, неуправляемый. Но это ошибка, хаос вполне себе управляемый, и управляется опять же двумя принципами: традицией и страхом перед неприятностями. Вот таковы и есть современные вьетнамцы, и нет оснований полагать, что они сто лет назад были другими. В последние годы Вьетнам активно привлекает в страну туристов, горящие туры во Вьетнам предлагаются по очень выгодным ценам (даже при достаточно дорогих авиабилетах). Страна интересная, но, мне кажется, нужно быть готовым к некоторым ментальным особенностям вьетнамцев, чтобы европейскому туристу не раздражаться напрасно и бесполезно.

Умом вьетнамца не понять.

Умом вьетнамца не понять. И все начинается с общения с гостиничным персоналом. Все вежливы и улыбаются, их лица отражаются в причудливых гримасах стремление понять вашу претензию, они сто раз переспросят, если вас не понимают, и даже попросят совета у своих коллег. Но вьетнамец, столкнувшись с любой дилеммой, обязательно ответит вам уклончиво. А дилеммой там становится буквально все, поскольку менеджмент жестко структурирован по секторам. При этом ответственный за размещение в номерах отеля никогда не возьмет на себя ответственность (явно и публично) перед вами за сроки исправления чего-либо, что вас не устраивает. «Возможно», «скорее всего», может быть», «обязательно постараемся» — это основные формы ответов на ваши конкретные вопросы.

Умом вьетнамца не понять.

Умом вьетнамца не понять. Подобный подход вовсе не влечет за собой некачественный сервис. Для иностранных туристов в хороших отелях всегда предлагают качественные номера, удобства. Вот только один нюанс – невозможно объяснить вьетнамцу, чем не устраивает двух мужчин размещение в номере на одной двуспальной кровати. А что такого? Они сами привыкли спать на циновках дома все вместе, и никаких проблем. Не станешь же объяснять вьетнамцам, что в Европе двое мужчин могут вместе лечь в одну постель только в двух ситуациях – если они не вполне мужчины, или сильно пьяны. В итоге вам поменяют номер, принесут дополнительную кровать, вас обслужат так, как вы затребуете – но только тогда, когда это можно будет сделать ценой минимальных усилий для персонала отеля.

Умом вьетнамца не понять.

Умом вьетнамца не понять. Стоит приглядеться за жизнью вьетнамцев на городских улицах. Они все возят в массе своей на скутерах. Мужчина без скутера в Ханое или другом городе – этот как казак без лошади. И несолидно, и неудобно. Весь день городские дороги загружены практически не соблюдающими ПДД вьетнамцами на мопедах. Но если произошло ДТП, там никто никогда не станет вызывать полицию, все стремятся уладить миром между собой. Привлечение полиции – это еще неизвестно, чем обернется, не буди лихо, пока тихо. И так – обе стороны происшествия считают. По этой причине пробок из-за мелких ДТП практически не возникает – потерлись, остановились, откатили ТС в сторону, договорились, и дальше следуют каждый по своим делам.

Умом вьетнамца не понять.

Возвращаясь к некой аналогии с Россией, которую я допустил вначале, хотелось бы отметить и существенное различие. Вьетнамцы абсолютно лишены такого деструктивного чувства, как классовый антагонизм. Это присуще почти всем народам, исповедующим буддизм. Но и к буддизму у них отношение такое же – на всякий случай, лишь бы не было беды. Наш гид (вьетнамец) так рассказал о буддизме вьетнамцев: «Да, мы буддисты. В храм ходим редко, в праздник, не всегда, если что-то нужно». И это все скороговоркой – даже в этом простом ответе выдается несколько вариантов причин, по которым, как признался наш гид, он в буддистский храм заходит только с группой обслуживаемых им туристов. И много интересно рассказывает о буддизме, но туристам. Вот такой вот управляемый хаос.