Отдельного описания заслуживает тормозная система. Впервые на отечественном автомобиле были применены дисковые тормоза, причем на всех четырех колесах. Безопасность и надежность обеспечивалась двумя независимыми контурами.

При этом каждый контур действовал на одну из двух пар тормозных колодок каждого колеса, расположенных на тормозном диске по разные стороны от оси. Таким образом, в случае выхода из строя одного из контуров все четыре колеса все равно оставались с одной исправной парой колодок.

Задние тормоза оборудовались ограничителями усилия – прообразом современной АБС.
Усиление тормозов тоже было «непростым»: «главный» вакуумный усилитель был объединен с главным тормозным цилиндром, и ещё два гидровакуумных встраивались в контуры передних и задних скоб.

Стояночный тормоз приводился в действие специальной ножной педалью, причем механический привод действовал на специальные тормозные барабаны задних колес, что позволяло использовать «стояночник» в качестве аварийного тормоза. При трогании с места эта система автоматически растормаживалась вакуумным сервомеханизмом.

Управляемость и удобство управления автомобилем обеспечивали гидроусилитель руля, демпфер угловых колебаний, установленный в рулевом приводе, и специальные низкопрофильные шины размером 9,35 – 15 с усиленным кордом. Обилие электрических сервисных механизмов и соображения надежности потребовали комплектации машины двумя аккумуляторами.

В конце 1966 года опытные ЗиЛ-Э114 успешно прошли демонстрацию в Кремле (машины осматривали Брежнев и Суслов), а уже в 1967 году зиловский спеццех №6 начал «стапельную» сборку промышленных экземпляров автомобиля-мечты.

“A” ©

Интересно, что из истории эксплуатации ЗиЛ-114 в настоящих «боевых» условиях он был опробован только единожды, когда в середине семидесятых был обстрелян правительственный кортеж при встрече космонавтов. И тогда все системы экстренного маневрирования, торможения продемонстрировали надежность советского лимузина. Кстати, сегодня, когда оружие уже относительно доступно простым гражданам, когда можно без проволочек купить пневматическое оружие через интернет, а по охотничьему билету в любом магазине вам продадут достаточно убойную «сайгу», трудно представить себе, как вообще такое могло случиться в то время.

Есть даже робкие версии, что этот инцидент был инспирирован КГБ для проверки работы службы безопасности Брежнева (Андропову то было известно, что в той машине генсека нет). Но мало кто помнит совсем другой случай, когда был убит секретарь Союзной Советской Республики без использования огнестрела. В 1980 году ЗиЛ-114 с Машеровым (БССР) был протаранен сбоку грузовиком. В той ситуации ВИП пассажир почему-то не выжил.