ЗиЛ 111Д

Пожелания самого Никиты Сергеевича сводились к расплывчатому «сделать точно такой, только другой и лучше», где под «таким» подразумевался «Линкольн» Кеннеди. Разумеется, подобную формулировку нельзя было считать конкретным техническим заданием. К тому же речь шла лишь о приведении внешности ЗиЛа-111 в соответствие с американскими трендами.

Полностью менять конструкцию автомобиля никто не требовал, тем более что четырехлетней давности разработки 200-сильного восьмицилиндрового двигателя, автоматической гидромеханической трансмиссии и ходовой части оказались очень удачными и ни в чем не уступали американским аналогам. Таким образом, речь шла именно о рестайлинге, причем заведомо «повёрнутом» к американскому дизайну «передом», к авторским разработкам – «задом».

«Ценители прекрасного» в автомобильном кузовостроении до сих пор спорят, с «кого» был «слизан» «111Г». Одни утверждают, что непосредственно с «Линкольна» Кеннеди (модель «Continental X-100» 1961 года), другие находят несомненное сходство с «Cadillac Fleetwood 75 1960 года, третьи ссылаются на «Chrysler Imperial» 1958 года и «жаберные щели» на задних крыльях этой же модели 56-го года, четвертые… Сколько «ценителей», столько мнений.

В действительности ни о каком копировании в данном случае речи не было. Художники-конструкторы, разрабатывая новое «лицо» правительственного ЗиЛа, вынуждены были руководствоваться незатейливой логикой Агафьи Тихоновны из пьесы Гоголя «Женитьба»: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколь-нибудь развязанности, какая у Балтазара Балтазаровича, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича – я бы тогда тотчас же решилась».

Вот и взяли «губы» от одной машины, а «нос» от другой, что говорит не столько о плагиате, сколько о стремлении не отстать от автомобильной моды. В конце концов, никто же не заявляет, что один человек подражает другому, если оба носят брюки… Впрочем, об одном «заимствовании» можно говорить со стопроцентной уверенностью: задние фонари (два вертикальных, визуально связанных с оперением задних крыльев, заменили на четыре круглых) использовали уже готовые – от… микроавтобуса ЗиЛ-118 «Юность», выпускавшегося к тому времени опытными партиями.

“A” ©

PS. В начале девяностых годов, когда еще не был налажен у нас бизнес поставки длинных свадебных лимузинов, свадебные агентства заключали договоры на аренду и покупку бывших правительственных лимузинов. От наличия такой услуги серьезно зависели отзывы о свадебном салоне или агентстве – бывшие советские люди охотно заказывали для торжественных свадебных кортежей лимузины ЗиЛ-111 до тех пор, пока у нас не появились настоящие современные длиннобазные лимузины. Но и сейчас порой можно встретить кортеж, где жених и невеста сидят в открытом ЗиЛ-111Д