Ford AA dump truck, 1931 год

Договор между «Фордом» и советской правительственной комиссией во главе с заместителем председателя Высшего Совета народного хозяйства СССР В.И. Межлауком был подписан 31 мая 1929 года.

Соглашение предусматривало не только предоставление лицензии на производство легкового и грузового «Фордов», но и поставку в нашу страну всей технологической оснастки для их выпуска, консультации и техническую помощь при строительстве завода, организацию процесса и обучение советских специалистов.

Ежегодно на заводах Форда могли стажироваться по 50 представителей нашего автопрома, и, кроме того, договор предусматривал право получения нашей стороной технической документации на новые фордовские модели в течение девяти лет (впоследствии этим правом воспользовались, создавая следующую горьковскую модель – ГАЗ-М1). Проектирование самого завода заказали детройтской архитектурной фирме «Алберт Кан Инк», носящей имя своего основателя и главы. (Между 1929 и 1932 гг. корпорация Кана спроектировала для СССР более 500 объектов. Это, в первую очередь, тракторные (танковые), самолетостроительные и автомобильные заводы. В счёт оплаты за океан поставлялось зерно.

Завод в Нижнем Новгороде (Нижегородский автомобильный завод им. В.М. Молотова, «НАЗ») был построен всего за три года, однако сборка первых отечественных «Фордов» началась гораздо раньше. С 1 февраля 1930 года отверточную сборку Ford-А и Ford-АА из закупленных в Америке 72-х тысяч машинокомплектов наладили на заводе «Гудок Октября», расположенном под Нижним, в городке Канавине.

Промышленное развитие Урала и до революции, и в период индустриализации, помимо решения промышленных задач еще и подтягивало цивилизационную инфраструктуру. Ведь железнодорожные пассажирские перевозки осуществляются по тем же путям, что и грузовые, развитие городов в промышленных регионах требовало и строительство образовательной инфраструктуры для подготовки кадров.

“A” ©