Устройство механических узлов ЛуАЗ-959

К 1975 году шасси ЛуАЗов в принципиальных обновлениях практически не нуждалось. Поскольку техническая фантазия инженеров НАМИ ничем ограничена не была, в качестве оптимальной схемы трансмиссии и ходовой части для сверхмалых вездеходов они выбрали независимую торсионную подвеску всех колес, для увеличения дорожного просвета снабженных редукторами.

Расположенный спереди компактный силовой агрегат, состоящий из собственно двигателя, КПП и главной передачи (на НАМИ-049 пытались использовать мотоциклетный мотор Ирбитского мотоциклетного завода МД-65) «основным» делал передний привод. Привод на задние колеса, понижающая передача и блокировка заднего дифференциала включались по воле водителя.

Эта схема позволяла применить редкое техническое решение: исключить из привода от КПП к заднему редуктору карданные шарниры. Коробка «намертво» соединялась с жестко прикрепленным к несущим элементам кузова редуктором заднего моста трубой, внутри которой вращался торсионный приводной вал. Качание полуосей (ход колес ограничивался 10 сантиметрами) осуществлялось за счет карданных шарниров со стороны колёсных редукторов и скользящих сухарей со стороны дифференциалов. (Схема, прекрасно знакомая по «классическим» «Запорожцам»).

Отсутствие традиционного для большинства джипов заднего моста как ярко выраженной громоздкой детали и заключенный в жесткую трубу приводной вал существенно повышали проходимость автомобиля и делали его на бездорожье менее уязвимым. При этом «спартанские» конструкция и оборудование полунесущего кузова с интегрированной в днище элементами рамы делали его чрезвычайно легким, что также способствовало улучшению проходимости.

«A» ©

PS. Уже после возвращения из армии в начале восьмидесятых мы поехали компанией на отдых в крыму симеиз, и там хотели договориться с хозяином дома, где арендовали комнаты, еще и об аренде его УАЗика. Он нам вместо него предложил покататься на ЛуАзе, мы сморщились, мол, уродец, а не автомобиль. Но после первого проезда по крымским горным проселкам я заценил его надежность. Действительно – он ползает медленно, но он везде проползает. Более скоростной УАЗ за счет высокого расположения центра тяжести элементарно кувыркнулся там, где ЛуАЗ устойчиво проползал с опасным боковым уклоном.