ГАЗ-А

Кузов из штампованных деталей так же являл собой образчик не столько художественного конструирования, сколько утилитарности: моторный отсек с открывающимися боковинами-«книжками», бесхитростный салон, никакого багажника. Четыре двери, установленные на передних петлях, как у современных автомобилей.

Лобовое стекло поворачивалось в раме и фиксировалось барашками, причем необходимость в этой «опции» возникала не в летнюю жару, а наоборот – в морозы, чтобы заиндевевшая от дыхания ездоков «лобовуха» не препятствовала обзору, современные модульные здания и бытовки гораздо комфортабельнее. На случай непогоды брезентовый верх можно было дополнить брезентовыми же боковинами с небольшими целлулоидными окошками, а вот система отопления отсутствовала напрочь.

С дождем на фаэтоне боролся единственный дворник, закрепленной на верхней рейке рамки лобового стекла перед лицом водителя. Стеклоочиститель имел вакуумный привод, поэтому шлангом соединялся с входным коллектором карбюратора. (Воздушный фильтр на «Форде» отсутствовал.) Как следствие – наибольшую эффективность «дворник» демонстрировал на холостых оборотах.
Два сплошных «дивана» позволяли с относительным комфортом разместиться в «лодке» салона водителю и трем пассажирам.

Бесхитростная панель приборов включала в себя три датчика: уже упомянутое оконце для контроля за уровнем топлива, амперметр и спидометр. Последний был довольно необычен: нанесенные на барабан цифры сменяли друг друга, информируя водителя о скорости, показываясь в неподвижном «глазке» прибора. Весьма примечательна система управления режимом работы мотора. Помимо служащей для «оперативного» изменения оборотов двигателя педали акселератора, на руле, за ступицей, устанавливали два «тактических» рычажка.

Левый позволял вручную корректировать опережение зажигания, а правый – фиксировать положение дроссельной заслонки карбюратора. Стартер приводился в действие гашеткой, расположенной над педалью сцепления, а «таблетку» педали газа легко можно было перепутать с расположенной чуть правее и ниже опорой для правой ноги водителя. Неудивительно, что описание процедуры запуска двигателя занимало в заводской инструкции полторы страницы.

Остается добавить, что изменения конструкции, внесенные нашими инженерами в период подготовки производства «Форда-А» в СССР с целью адаптации модели к производственным и эксплуатационным реалиям, свелись к минимуму: были усилены картер сцепления и рулевой механизм, а впускную систему двигателя снабдили-таки воздушным фильтром.

«A» ©