Воронеж. Декабрь 2001 года.

Любое путешествие, даже если это командировка, я воспринимаю, как путешествие по сути. Это всегда связано с переменой места, новыми впечатлениями, почерпнутой информацией о месте, куда попадаешь. Тем более интересно, когда отправляешься куда-нибудь не просто на отдых, а по делу — такие поездки придают впечатлениям свой дополнительный специфический привкус. Привкусом моей поездки в Воронеж на минувших выходных были выборы в Государственную Думу.

И первое специфическое новшество — до этого я ездил на Юг к Черному морю через Воронеж на машине, или пролетал высоко в небе над ним на самолете, то есть, в обоих случаях не соприкасался тесно с инфраструктурой самого города. А здесь отправился на поезде, в купе со мной попались попутчики все сплошь из Воронежа (мне места не хватило в купе с основной группой). Два мужика были веселые, сразу предложили выпить и познакомиться. Третий оказался неразговорчивым и хмурился до самой ночи. Я решил помалкивать о цели своей поездки (в составе группы наблюдателей меня направили в городской избирательный штаб).

Воронеж. Декабрь 2001 года.

Воронеж. Декабрь 2001 года. Естественно, половину ночи разговоры все шли вокруг выборов, критиковали власть, агитировали за КПРФ или ЛДПР, но я уворачивался от прямых ответов, меня не интересовали результаты выборов, я по натуре аполитичен, меня интересовало только одно — бесплатно побывать в Воронеже. Поселили нашу группу в роскошный отель Петровский Пассаж (умеют у нас проверяющих ублажить заранее). Воронеж. Декабрь 2001 года. Однако, насладиться качеством гостиничного сервиса мы не успели, поскольку уже к 7 утра должны были находиться на избирательных участках. Правда, до середины дня активность была невысокой, и меня отпустили погулять по городу на три часа. Светило солнце, было заметно теплее, чем в Москве, народу было мало на улицах, и я прекрасно провел время.

Я бродил по центру города все это время, разок попил кофе в забегаловке, смотрел на редких прохожих и думал — вот эти люди, наверно, недовольны тем, что снова победит на выборах та или иная партия (снова не их, или не совсем их), но они еще и просто носители менталитета этого города — внешность, нюансы речи, взгляды. Помнится, когда не спавший вышел в четыре утра на вокзале из поезда, я немного не любил уже Воронеж. И именно после наблюдением за его жителями, что-то внутри потеплело. Не скрою, не последнюю роль сыграло и то, что постоял на службе в храме (поздняя литургия завершалась). И еще — солнце, в Москве солнца я не видел целую неделю, а здесь было чистое небо и сияло солнце.

Воронеж. Декабрь 2001 года.

Вернувшись сегодня утром в Москву, снова в смог и хмарь, когда даже в середине дня сумерки, я не помнил о том, зачем я был в Воронеже по деловому содержанию поездки, мне было безразлично, кто сколько набрал голосов из партий. Но я запомню это путешествие в день выборов — я ездил на встречу с солнцем, блики которого носили на себе жители Воронежа. Спасибо им за это.