Озеро же Байкал… Ох, братцы мои, это ТАКОЕ озеро!

Начало читайте здесь.

Всё началось с пересечения интересов двух орловских титанов-путешественников – Валерия САЛЬНИКОВА и Роберта ЛЕВИ. Сальников работал тогда на ОГТРК, вел программу «Версты» (местный аналог «Клуба Кинопутешествий» Сенкевича) и известен был как турист-исследователь, предпочитающий безмоторные средства передвижения: велосипед, байдарку или, в крайнем случае – лошадь.

Леви, напротив, склонен был к моторизованным экспедициям, самой яркой из которых стало совершенное в семидесятых годах восхождение на Эльбрус на мотоциклах «Ява». Если быть до конца честным, по скалам на мотоциклах, конечно же, никто не лазил («восхождение» ограничилось покорением относительно проезжего предгорья), но спонсировавший акцию чехословацкий завод «Ява» пропиарил ее именно так.

На авансцене событий присутствовало и еще одно заинтересованное лицо – настоящий французский француз Франк Сенешаль, фотограф, член международной ассоциации фотолюбителей «Природа в объективе». Он мотался по всему белому свету и снимал на пленку дикие пейзажи и населяющих их зверушек. В 1993 году Сенешалю вздумалось посетить Байкал. С Сальниковым непоседливый француз к этому времени был уже знаком, поэтому организовать экспедицию по окрестностям озера он попросил именно Валерия. Поскольку самой серьезной проблемой при организации своих путешествий для Сальникова всегда оказывался поиск спонсоров, а Франк изначально взял все расходы на себя, нетрудно догадаться, что орловский журналист с радостью согласился стать «аниматором» байкальского тура. Сам Валерий получал при этом прекрасную возможность открыть новые для себя земли и снять фильм для своей телепередачи. С этой целью в смету путешествия был заложен видеооператор Сергей Дьяконов – лучший на тот момент оператор ОГТРК.

Начало путешествия не представляло никакой сложности. Французы (Сенешаль брал на Байкал своего приятеля-соотечественника, тоже фотографа) прилетают на самолете в Москву, где их встречают Сальников, Дьяконов и переводчик. Обязанности последнего взялся выполнять некто Алексей Верниковский, студент иняза нашего пединститута. Затем вся шобла садится на Самолет «Москва–Иркутск». А от Иркутска до Байкала полчаса езды. Проблемы начинались на самом озере. Дело в том, что для европейца и поездки в Финляндию в лесные заповедные места по программам вроде «наедине с природой» кажутся уже таким экстримом, что потом историй хватает на три года вперед. Понятно, леса везде одинаковые, но есть леса, а есть тайга.

Французов, разумеется, интересовали места заповедные, то есть максимально удаленные от очагов цивилизации. А очаги эти, надо сказать, в тех краях довольно редкое явление, и проложить между ними общественный транспорт никто не потрудился. Озеро же Байкал… Ох, братцы мои, это ТАКОЕ озеро! Впрочем, эмоции – позже. Для начала достаточно будет немного цифр. Изображение Байкала на карте России напоминает огромную запятую, отделяющую существительное Красноярского края от деепричастия Бурятии. Ширина озера относительно невелика – около 90 километров, зато в длину, с юго-запада на северо-восток России оно простирается более чем на 600 км; это больше, чем расстояние от Москвы до, например, Гомеля. Самое глубокое озеро в мире – до 1620 метров. Впадают в него 336 рек, преимущественно чистейших горных речушек ледникового происхождения, выпадает всего одна река, зато какая – Ангара. Словом, на ишаке Байкал не объедешь, а значит, экспедиции требовался свой транспорт на месте. Тогда и возникла идея автопробега, тогда и пересеклись интересы Сенешаля, Сальникова и Леви.

Читайте дальше.

«A» ©