«Олдтаймер-галерея Ильи Сорокина», «весенняя сессия» 2011 года.

В связи с этим юбилеем «Олдтаймер» накрыл праздничный стол, в качестве лакомств на который впервые в истории было выставлено около восьмидесяти (!) машин, в разные годы состоящих на государственной службе в ГОНе. Причем, к восторгу ценителей чистых форматов, эта экспозиция занимала отдельную, отгороженную от вышеописанного «балагана» территорию (за порядком на которой присматривали, между прочим, вежливые сотрудники ФСО), и гармонию стройных рядов правительственных лимузинов не нарушали никакие случайные «печки-лавочки». Всё строго, чинно, прозрачно и торжественно – как в планетарии.

«Олдтаймер-галерея Ильи Сорокина», «весенняя сессия» 2011 года. Астрономия кремлевских звезд предстала перед посетителями во всей своей драматической причудливости. Каждый экспонат – веха в истории нашей страны. От известного многим из школьного курса патриотического воспитания ленинского «Роллс-Ройса» до обслуживающих нынешний верхнеполитический тандем «Мерседесов», своей нескончаемостью и глянцевой чернотой вызывающих ассоциации с нефтью. А между ними – история СССР, выразительно проиллюстрированная автомобилями. То есть снова налицо некий дуализм первичности: интересно было и тем, для кого главное – автомобили вне всякого контекста, и тем, для кого каждая машина – лишь отправная точка для размышлений о людях, которых эти машины возили. Например, почему Сталин любил именно «Паккарды», и как его параноидальная забота о собственной безопасности увязывалась с кабриолетами этой марки (хоть кирпичом в голову кидай!); или почему боготворящий американский автопром Хрущев не прописал в ГОНе ни одной иномарки… А ещё модельный ряд экспонатов ясно дает понять, что «автомобильная жизнь» первых лиц государства и жизнь Гаража особого назначения – это вовсе не одно и то же: что «членовозы», которые перевозили вождей генсеков и президентов – это лишь видимая верхушка блестящего черного айсберга.

«Олдтаймер-галерея Ильи Сорокина», «весенняя сессия» 2011 года.

Я бы не стал акцентировать внимание на том, что смена парка автомобилей и строительной техники в России на большое количество зарубежных аналогов – это по всем аспектам негативное явление. Например, дорожные строители едва ли расстраиваются от того, что им приходится работать на качественных тракторах Shantui. Да может быть обидно кому-то, что ее производят в Китае, а не у нас. Но те, кто на ней работает, едва ли испытывают некий патриотический комплекс неполноценности в связи с этими обстоятельствами.

Особые чувства вызвала инсталляция, изображающая выезд современного президентского кортежа – в натуральную величину, разумеется, то есть роли всех транспортных средств в этом застывшем представлении (автомобилей и мотоциклов безопасности и президентского лимузина) исполняли сами транспортные средства, абсолютно аутентичные. Инсталляцию сориентировали в павильоне так, что всяк желающий мог не только достаточно близко рассмотреть главные автомобили страны во всех деталях в привычном для зрителя ракурсе, то есть сбоку, но и испытать ощущения в реальной жизни недостижимые: взглянуть на президентский кортеж «лоб в лоб», как бы стоя на разделительной полосе Кутузовского проспекта. Сильные ощущения… Жаль, что в составе этого кортежа нет НИ ОДНОЙ единицы техники отечественного производства. Причины этого понятны, они вполне объективны, разумом это понимаешь, но всё равно обидно. Рассказывая об этой экспозиции, нельзя не упомянуть Владимира Киреева – энтузиаста и сподвижника, исследователя истории ГОНа вообще и автомобилей ЗиС-ЗиЛ представительского класса в частности, благодаря усилиям которого удалось собрать все эти автомобили на одной выставке.

Далее читайте про личные впечатления об организации выставки.

“A” ©