ГАЗ-4

ГАЗ-А выпускался с 8 декабря 1932 по январь 1936 года. За три с небольшим года было произведено 41 917 машин. Поскольку ГАЗ-А в те годы был единственным серийным легковым автомобилем, на его долю пришлись все опыты и эксперименты, связанные с освоением советскими инженерами мировой практики автомобилестроения. Кажется, нет такой схемы, которая в экспериментальном порядке не была воплощена на базе ГАЗ-А…

ГАЗ-4
Пикап на шасси ГАЗ-А примечателен, во-первых, тем, что стал действительно массовой модификацией (было выпущено 5 265 таких машин), а, во-вторых, своей «незатейливостью» и откровенно утилитарным назначением. Конструкция пикапа была «подсмотрена» у фордовского аналога: на шасси ГАЗ-А устанавливалась двухместная кабина от горьковской «полуторки», а позади нее крепилась металлическая платформа размером 1 х 1,6 м и бортами высотой 0,7 м., что позволяло перевозить до 400 кг груза. Запаску крепили в нишу на правом переднем крыле.

Модификация была разработана под руководством начальника конструкторско-экспериментального бюро по кузовостроению ГАЗа Майкла Кадарьяна и его заместителя Юрия Николаевича Сорочкина.
ГАЗ-4 производили с 1933 по 1936 годы и использовали, главным образом, для скоростной доставки почты.

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ»
ГАЗ-4 Скорая Помощь

Успешная эксплуатация ГАЗ-4 натолкнула конструкторов на мысль построить на базе пикапа карету «Скорой помощи». Вместо грузовой платформы на заднюю часть рамы смонтировали предназначенный для перевозки и сопровождения одного больного крытый кузов с задней дверью. (Разумеется, об оснащении автомобиля медицинским спецоборудованием речь в те годы не шла.) Силуэт машины получился практически неотличимым от фордовских седанов. По одним версиям, такие «Скорые» в небольшом количестве выпускали в 1934-36 гг.; по другим – дальше опытных образцов дело не пошло, так как лежачему пациенту в кузове было тесно.

ГАЗ-А «АРЕМКУЗ»
ГАЗ-А Аремкуз

Недостатки езды на открытом автомобиле не стали для горьковских конструкторов неожиданностью, однако практика эксплуатации фаэтона ГАЗ-А подчеркнула потребность ряда категорий пассажиров в закрытом кузове. Вот что впоследствии писал об этом Ю.Н. Сорочкин: «Осенью 1933 года нами был спроектирован и подготовлен к производству 4-дверный закрытый кузов седан ГАЗ-6. Несмотря на то, что автозаводы им. Молотова и им. Сталина в ближайшее время планировали выпускать новые модели автомобилей с закрытыми кузовами, вопрос о создании закрытого кузова на шасси ГАЗ-А являлся в то время еще актуальным».

Однако для ГАЗа эта модификация оказалось слишком дорогой и сложной в производстве.
В результате выпуск закрытых кузовов для шасси ГАЗ-А в 1935 году наладил московский Авторемонтно-кузовной завод («Аремкуз»). Лимузины (пассажирский отсек отделялся от водительского сиденья перегородкой), отличающиеся оригинальной внешностью, эксплуатировались в столичной службе такси.

До серийного производства ГАЗ-А в СССР существовала служба такси в петербурге (тогда Ленинград) и Москве, укомплектованная недорогими моделями «рено» и «фиат». К 1934 году за счет ГАЗ-А таксопарки увеличили почти в шесть раз количество такси и начали развивать государственную сеть этой услуг в других крупных городах СССР. К сожалению, в тот период поездка на такси была единственным вариантом приобщения к автомобилизации страны простых граждан страны Советов. Ни о каком частном приобретении автомобилей речи не шло.

“A” ©