Мавзолей Эди Гумбез (15-го век) в Шемахе (Азербайджан),(фото: retlaw snellac).

Современный мир полон противоречий, и многие считают их неразрешимыми. Одно из таких противоречий заключается в конфликте арабского сообщества с европейским. Например, проблема сосуществования выходцев из Турции, Египта, стран Аравийского полуострова в ряде европейских государств часто накаляется до предела, происходят ожесточенные конфликты, как говорят, возникающие от невозможности найти объединяющий и примиряющий мотив для мирного соседства. Однако, посмотрите, сколько миллионов европейцев круглый год ездит в эти страны отдыхать, летает в регион юго-восточной Азии, а там культура куда менее понятная европейцу.

Подобное, к сожалению, происходит и в государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР. И люди не понимают друг друга и не пытаются понять, жителям России часто кажется, что вся культура Кавказа заключается в том, чтобы торговать картофелем на московском рынке, содержать ресторан или заниматься частным извозом на стареньких «жигулях». А ведь это не так, тот же азербайджанский народ является достаточно уникальным этносом в Евразии, впитавшим лучшие традиции тюркоязычной части арабского мира и гармонично ассимилировавшийся в цивилизационные рамки, причем, внесенные именно Российской империей, а не Британией (как это обстояло с Турцией).

Мавзолей Эди Гумбез (15-го век) в Шемахе (Азербайджан),(фото: retlaw snellac).

Более того, азербайджанцы не имеют исторических корней для ненависти к славянам, у них есть серьезные противоречия с соседней Арменией, но никак не с Россией. Но мы, живя в Москве, видя только торговцев из Азербайджана, не можем их разглядеть вне меркантильной суеты. Отчасти, в этом виноваты и они сами — им некогда демонстрировать здесь свой культурный глубинный слой. В этом, на мой взгляд, есть и «вина» российских туроператоров, слишком слабо развит туризм в цивилизованные страны Кавказа. Задумайтесь, когда мы в Египте приобщаемся к корням этого народа, мы испытываем благоговейный трепет. Когда мы оказываемся на Бали, нам интересно побывать везде, впитать дух Индии, а не только загорать и заниматься дайвингом.

Мавзолей Эди Гумбез (15-го век) в Шемахе (Азербайджан),(фото: retlaw snellac).

При этом, опять же побережье Каспийского моря в контролируемой зоне Азербайджана лишь на 10% является нефтепромысловой площадкой, а на 90% это прекрасные места для курортного отдыха, и знакомства с культурой внутри этого народа. А еще есть и исторические и культурные достопримечательности азербайджана — Девичья башня в Баку, город Шемаха, озеро Гей-Гель — это не только красивейшие места, это еще и огромный историко-культурный пласт жителей региона, не менее интересный и насыщенный, чем разрекламированная культура древнего Египта. Если вы окажетесь в этих местах, уверен, вы поневоле подниметесь над суетой меркантильности, предубеждений о «примитивности понаехавших», и обязательно испытаете трепет (не страх, но трепет).

Древняя христианская церковь албанцев в Киш (Азербайджан), (фото: retlaw snellac).

Это же можно сказать о других кавказских государствах. Понятно, что сейчас политические отношения с Грузией находятся не в самом лучшем состоянии, но в Грузии всегда рады туристам из России. Представьте себе, если нас завораживают уже одни лишь грузинские песни, какими будут впечатления от путешествия в те места, где они рождаются. Не случайно, в современном мире туризм после олимпийского движения является новой формы мирного культурного обмена между народами, причем — более глубинного, чем соревнования спортсменов и приезд групп поддержки. Мы имеем возможность комфортно и быстро ездить друг к другу, современные технологии позволяют нам быстро акклиматизироваться в любых природных условиях. Настало время и культурной акклиматизации, причем встречной.

Древняя христианская церковь албанцев в Киш (Азербайджан), (фото: retlaw snellac).

Фото: retlaw snellac.