ГАЗ-А

Первенец Горьковского автозавода ГАЗ-А не стал символом эпохи, как «Эмка», или героем анекдотов, как «Запорожец»; не пленил сердца целого поколения автолюбителей, как «Копейка», и не прославился ни объемами, ни длительностью производства. Легендарной эту машину делает обстоятельство, проигнорировать которое нельзя: ГАЗ-А был первым массовым легковым автомобилем, освоенным отечественной промышленностью.

Во второй половине 20-х годов необходимость массовой автомобилизации народного хозяйства СССР стала очевидна. Запланированный первым пятилетним планом бурный рост тяжелой промышленности с одной стороны требовал обеспечения индустриальных строек и уже работающих объектов современным транспортом, с другой – создавал предпосылки для самостоятельного производства автомобилей.

Разумеется, речь шла, прежде всего, о грузовиках, но, планируя строительство первого в Советском Союзе автогиганта, Совет Народных Комиссаров проявил стратегическую и политическую дальновидность. Во-первых, служебные привилегии зарождающегося класса руководящей элиты должны были соответствовать духу времени, а, во-вторых, держава, претендующая на геополитическое лидерство, просто обязана была располагать собственным производством всех видов автомобильного транспорта.

Ситуация развивалась следующим образом. Для строительства нового автозавода начали подыскивать подходящий регион. В числе возможных базовых городов рассматривались Москва, Ленинград, Ярославль и ряд иных промышленных центров того времени, но выбор в конечном счете пал на Нижний Новгород. Главным трендом того времени была оперативность и надежность связи со стратегическими предприятиями.

Поспособствовали тому, как стратегические соображения (удаленность от границ страны, то есть нахождение в глубоком тылу СССР при любом развитии геополитической ситуации), так и транспортные резоны: расположение на стрелке Оки и Волги и мощный железнодорожный узел способствовали упрощению поставок комплектующих и отправки по назначению готовой продукции. Хотя прокладка кабеля связи велась в разных направлениях, но Восток был дальше от границы. Кроме того, город располагал развитой металлообрабатывающей промышленностью, а вокруг стояли леса, необходимые для производства деревянных частей будущих автомобилей.

Эскизный проект будущего автозавода поручили выполнить организациям с затейливыми названиями «Гипромез» и трест «Металстрой», однако наши специалисты не имели специфического опыта, а одних лишь теоретических знаний было явно недостаточно. И тогда решили, не мудрствуя лукаво, закупить техническую документацию на зарубежный автомобиль, присовокупив к приобретению не только лицензию на право производства, но и… необходимый для этого завод.

«A» ©