Парадный кабриолет ЗиЛ-410441.

Со времён долгожителя ЗиЛа-117В парадный кабриолет на базе правительственного лимузина обновлялся лишь однажды. Это произошло в 1981 году, когда три таких автомобиля были созданы на укороченном шасси лимузина первого поколения (седаны на базе ЗиЛ-4104 вообще не выпускались).

Парадный кабриолет ЗиЛ-410441. К этой «теме» решено было вернуться почти 30 (!) лет спустя, в преддверии Парада на Красной площади, посвященного 65-летию Победы. Кабриолеты для торжеств создавались на конкурсной основе: на самом ЗиЛе, совместно с упомянутым уже «Депо-ЗиЛ», обеспечившим двигатели аппаратурой впрыска топлива, и на ООО «Атлант-Дельта», где старые нереализованные заводом кузова седанов «41041» резали и начиняли импортными (преимущественно General Motors) агрегатами. Первая версия, с основательно осовремененным оформлением передка и совершенно новой светотехникой, получила индекс «410441», а вторая, сохранившая все характерные черты базового лимузина третьего поколения, – «41041АМГ». На Параде, в конечном счете, решено было использовать детище «Атлант-Дельты».

Парадный кабриолет ЗиЛ-410441.

Традиционно для ЗиЛовских парадных кабриолетов оба варианта были двухдверными, на обоих отсутствовало правое пассажирское сиденье, вместо которого крепилась стойка с микрофонами и поручень, за который должен держаться принимающий парад человек. Для передачи звука на усилители машины были оснащены радиостанцией. От предшественников эти кабриолеты принципиально отличаются тем, что впервые выкрашены не в серый, а в чёрный цвет. Примечательно и то, что эти машины в год по спидометру наезжали от силы по 500 километров пробега, но два раза в год проходили полный комплекс ТО с заменой всех масел и т.п.

Машина правительственной охраны ЗиЛ-41072 «СКОРПИОН».

Машина правительственной охраны ЗиЛ-41072 «СКОРПИОН». В середине 80-х, в период обострения Холодной войны (и, скажем прямо, роста социального недовольства в стране) в правительственных кортежах появился автомобиль, из общей стилистики автокавалькады не выбивавшийся, но от обычных лимузинов отличающийся сплошными широкими подножками под дверьми и венчающими боковины крыши поручнями. Созданный на базе «115» второго поколения лимузин «со странностями», как правило, замыкал колонну и, в отличие от почтенных «членовозов» и машин свиты, вел себя вызывающе – рыскал из стороны в сторону, норовя смести любую «нештатную» преграду. Такова была функция спецавтомобиля сопровождения ЗиЛ-41072, получившего имя собственное – «Скорпион». Огромный люк в крыше, откидное заднее окно и упомянутые уже поручни с подножками предназначались для удобства кругового ведения огня и помогали охране на ходу выпрыгивать из машины или вскакивать в нее.

Машина правительственной охраны ЗиЛ-41072 «СКОРПИОН».

Машина правительственной охраны ЗиЛ-41072 «СКОРПИОН». Специальные изменения конструкции передней части ЗиЛ-41072 позволяли этим машинам в случае необходимости победоносно таранить даже тяжелые грузовики. Для подавления сигналов, приводящих в действие радиоуправляемые взрывные устройства, «Скорпионы» оборудовались радиоэлектронными комплексами «Персей» и «Пелена». На базе ЗиЛ-41047 было построено 6 таких машин. Три в 1988 году (шасси №№ 054, 055 и 056) и еще три в 1999 году (шасси №№ 148, 149, 150). Задняя часть салона «Скорпионов» первой партии отличалась от базовых лимузинов. За перегородкой вместо страпонтенов и дивана размещались пять пластиковых сидений, причём среднее могло перемещаться вдоль салона по двум рельсам.

«A» ©