«Москвич-410».

Предыдущую часть читайте здесь.

Машина получилась действительно проходимой. Ее дорожный просвет под мостами составлял не менее 22 сантиметров, а расстояние от днища до земли в пределах колёсной базы и вовсе равнялось 43 см. Столь высокая посадка позволяла «410-му» преодолевать брод глубиной до полуметра. Широкие шины с мощными грунтозацепами в сочетании с небольшим весом автомобиля вполне компенсировали недостаточную для джипа мощность двигателя на бездорожье.

Разумеется, джип на базе малолитражного седана МЗМА не очень-то подходил механизаторам целины, но именно в силу этого «аудитория» потенциальных «пользователей» такой машины существенно расширялась за счет «общегражданских» категорий автомобилистов.

«Москвич-410».

В «Предисловии» к «Руководству по эксплуатации и устройству» «Москвича-410» он позиционировался следующим образом:

При любых полевых работах… …автомобиль повышенной проходимости будет обслуживать директоров МТС, председателей колхозов, бригадиров и механиков по ремонту, работников почты. В таком автомобиле испытывают крайнюю нужду сельские медицинские работники. … Такой автомобиль нужен туристам. Разве не заманчиво проехать через всю страну и увидеть… …величественные горы Урала, легендарный Байкал, полноводные могучие реки Сибири, степные просторы Казахстана?
В легковом малолитражном автомобиле повышенной проходимости заинтересованы и охотники.

Полноприводный «Москвич-410», доступный для массового потребителя настолько опередил свое время, что впервые СССР начал получать зарубежные заказы на серийное производство автомобилей (не говоря о поставках в страны подконтрольной Восточной Европы). В послевоенной Европе только довоенные разработки немецкого концерна opel могли бы дать Германии аналог нашему “джипу”, но немецкие автопроизводители в те годы были скованы жесткими оккупационными ограничениями и не могли выпускать только малолитражные модели. К слову, это ограничение не распространялось на продажу технологий – взлет японского автопрома во многом обязан разработкам инженеров концерна Opel, продававшего разработки двигателей и КПП.

Вот с такими лирико-эпическими интонациями в «Предисловии» были перечислены почти все категории граждан, чья работа или отдых связаны с перемещениями за пределами городского асфальта. Разве что грибников забыли. Серийное производство «Москвича-410» было освоено МЗМА в первом квартале 1957 года, и комфортабельный «вездеход» действительно пришелся по вкусу и сельхозработникам, и гражданам, предпочитающим активный отдых на природе.

Однако массовая эксплуатация полноприводника выявила серьезные недочеты конструкции. Во-первых, из-за очень высоко расположенного центра тяжести при узкой колее автомобиль имел склонность к опрокидыванию – как при боковых кренах на откосах и косогорах, так и при прохождении поворотов на высокой скорости. Во-вторых, «легковой» кузов оказался недостаточно жестким: передние рессоры передним концом крепились на самый конец лонжеронов, практически под бампер, и силовые элементы несущей конструкции кузова часто не выдерживали движения по проселку груженой машины – лопались. Кроме того, четырехдверный несущий кузов не выдерживал нагрузок на кручение, его перекашивало, стойки вело. И если избежать опрокидывания водитель мог, проявляя разумную осторожность в вождении, то попытки уберечь кузов от деформации просто свели бы на нет смысл и назначение внедорожного автомобиля.

«Москвич-410».

В апреле 1958 года МЗМА освоил новую базовую модель «Москвич-407», отличавшийся от предшественника прежде всего новым 45-сильным двигателем и четырехступенчатой КПП. Обновленные агрегаты автоматически «унаследовали» все модификации базового седана, в том числе и полноприводный «Москвич», получивший в таком виде к цифровому индексу «410» прибавку в виде литеры «Н». Следует заметить, что на Москвичи-410Н, в отличие от базового М-407, с 1960 года не начали ставить декоративные молдинги, справедливо полагая это украшение излишним. С повышением мощности двигателя и увеличением суммарного числа передач с шести до восьми проходимость полноприводного Москвича возросла, но упомянутые врожденные пороки никуда не делись.

Читайте дальше.

“A” ©