Прототип первой серии экспериментальной микролитражки ВАЗ-Э1101. 1972 год.

Своим появлением микролитражка «Ока» обязана тактической хитрости министра автомобильной промышленности СССР Виктора Николаевича Полякова, сумевшего «провести» производство новой машины особо малого класса сразу на трех автозаводах в качестве обязательного по тем временам «ширпотреба». Однако стать по-настоящему народным автомобилем «Оке» помешал хлынувший в начале 90-х в нашу страну поток подержанных иномарок.

И если уже выпускаемым тогда переднеприводным детищам ВАЗ модели помогал конкурировать внезаводской тюнинг ВАЗ 2109 и ВАЗ 2108, то популярности микролитражки не мог помочь даже тюнинг. На «отцовство» переднеприводной микролитражки, в серийном исполнении известной потребителям как «Ока», претендуют сразу четыре кандидата: НАМИ, СеАЗ, ВАЗ и КамАЗ. Чтобы разобраться в этом вопросе и понять, кто являлся «биологическим отцом» популярного автомобиля, а кто «растил и воспитывал», нужно вернуться к началу этой истории, в конец 50-х.
В 1959 году главный конструктор британской корпорации BMC Алек Иссигонис создал революционный для своего времени автомобиль особо малого класса – переднеприводный Mini Morris c поперечным расположением двигателя.

Окончательный вариант ВАЗ-1111.

Конструкторы НАМИ, увлеченные в ту пору идеей микроавтомобиля, в начале 60-х потеряли интерес к лишенному производственной потенции Серпуховскому мотозаводу и работали с прицелом на серийный выпуск прототипа более мощным промышленным партнером. Но все созданные в те годы прототипы были заднемоторными – главные идеологи этих разработок Борис Фиттерман и Юрий Долматовский являлись ярыми приверженцами именно такой компоновки. В конечном счете на свет появился ЗАЗ-965, роковым образом определивший архитектуру отечественных микролитражек на три десятилетия вперед.

Проект "Ока-2" ВАЗ-1121. 1999 год.

Иезуитскую убежденность ведущих конструкторов НАМИ опровергла практика. Идею Mini сразу же подхватили многие европейские автопроизводители, в том числе и FIAT. Когда в первой половине 60-х шли переговоры между представителями нашего автопрома и туринским концерном, итальянцы категорически отрицали факт работы над переднеприводными машинами, называя эту схему «бесперспективной». Однако в 1965 году дочерняя по отношению к FIAT фирма Autobianchi эффектно вбросила на европейский рынок переднеприводную малолитражку Primula.

Проект внедорожника А-класса "Мишка". 1999 год.

Руководство и конструкторы будущего ВАЗа, еще неразрывно связанные с итальянскими партнерами пуповиной инженерной идеологии, отреагировали немедленно. В декабре 1966 года, то есть в ту пору, когда строительство ВАЗа ещё не началось, а группа призванных под знамена нового автозавода конструкторов «колдовала» над прототипами в помещениях Минавтопрома, главный конструктор Владимир Соловьев дал одному из своих замов задание подготовить перечень всего, что необходимо для проектирования переднеприводного народного микроавтомобиля. При этом Генеральный директор строящегося завода Виктор Поляков прекрасно понимал, что предприятие, связанное контрактом с ФИАТом, обеспечено перспективными моделями на несколько лет вперед, а значит производство микролитражке не светит, однако затею с ее проектированием поддерживал.

ВАЗ-1111 «Ока». 2007 год.

Впоследствии сами ВАЗовцы работу над заведомо неприкладным проектом объяснили так: под крыло Волжского автозавода собрали лучших конструкторов со всей страны, а поскольку творческой работы в период освоения готовых итальянских моделей было немного, решили «нагрузить» конструкторский коллектив хоть чем-то, дать интересное задание.

“A” ©

Читайте дальше.