Екатерина Юнге, Осенний день в саду Лефортовского дворца в Москве. 1892

Никто не спорит с тем, что такие дикие торговые площадки в Москве, как закрытый окончательно «черкизон» серьезно снижали туристическую привлекательность столицы. Вернее, не позволяли расширять в городе количество естественно сложившихся ранее зон для отдыха и туризма.

Конечно, на уровне ситуации девяностых, когда у правительства Москвы просто не было средств для цивилизованного развития инфраструктуры округов, когда москвичи готовы были покупать дешево одежду сомнительного качества, тогда, будем откровенны, не существовало просто реальных исполнимых практически альтернатив.

Сейчас же, когда столица «накачала» финансовые «мускулы», самое время заняться именно цивилизованным преображением города, поддерживать развитие округов в контексте привлечения туристического трафика. В том же восточном округе столице существует крупный гостиничный комплекс «Гостиница Измайлово», предоставляющий сервис европейского качества. Рядом приличная парковая зона, не так далеко находится Лефортовский парк, который сам «просится» стать историческим заповедником.

Москва настолько древний и богатый интересными историческими событиями город, что, где ни копни, можно музей ставить. Сама история сделала наш город привлекательным для туристов, и не только своим столичным статусом. Нужно лишь грамотно инвестировать средства в развитие этого направления. Да, во многих округах не так много осталось именно памятников архитектуры, но разве в ЕС только развалинами привлекают туристический трафик. Если грамотно создать «легендарную подачу» нового музея о истории конкретного места, туристы подтянутся.

Не нужно забывать о том, что и история сама с точки зрения туроператоров давно является красивой хорошо упакованной мифологией. Что мешает Москве развивать эту сферу в подобном направлении? Я считаю, что судьба «восстановления» дворцового комплекса Царицыно наглядно продемонстрировала всем – если все сделать красиво и привлекательно, туристы будут туда ездить, даже несмотря на то, что им показывают дворцы, которые изначально никогда не существовали в достроенном виде.

Людям же важно, чтобы было красиво, комфортно, цивилизованно. Туристам важно, чтобы по возвращении домой можно было теплыми зимними вечерами показывать под коньячок гостям картинки из поездки в Москву.