Фургон ИЖ-2717.

Производство ИЖ-2126 «Орбита», в отличие от зарубежных аналогов, по обходным технологиям началось в 1990 году (было выпущено 100 машин), до конвейера автомобиль добрался в 1997 году, а в конце 90-х Ижевский автозавод практически встал. За это время удалось собрать около 5 тысяч товарных экземпляров. При этом цена на новый хэтчбэк была довольно «кусачая»: в 1990 г. ИЖ-2126 стоил 9700 руб. – почти столько же, сколько «Москвич-2141» (9600 руб.) и заметно дороже ВАЗ-2105 (8300 руб.) и своего сородича ИЖ-21251 Комби (7800 руб.).

Выпуск ИЖ-2126 уже под именем «Ода» возобновился лишь на рубеже веков, после того как предприятие перешло под контроль самарской группы «СОК». Однако, в силу ряда экономических причин, 1 июля 2005 года выпуск легковых версий семейства был полностью прекращен. Поскольку ИжАвто оказался единственным в нашей стране и потому незаменимым автозаводом, производящим пикапы и фургоны с увеличенным грузовым отсеком, при создании новой базовой «легковушки» с самого начала закладывалась возможность производства на его базе аналогичных модификаций.

Фургон ИЖ-2717.

Наконец расходились конструкторские пути с АЗЛК, поэтому были задуманы и легковые версии с кузовами «седан» (ИЖ-21262) и «универсал» (ИЖ-21261), а также грузопассажирский фургон с окнами и откидными лавками в грузовом отсеке (ИЖ-27172). Опытные образцы этих модификаций перед запуском базовой модели в серию были построены и испытаны, однако их массовое производство в период «первого пришествия» ИЖ-2126 в 90-е годы налажено так и не было. Ограниченное количество автомобилей, выпущенных в рамках опытно-промышленных партий, использовались в нуждах предприятия. При этом именно в 90-е, когда производство лихорадило, и завод выживал главным образом за счет сбыта устаревших, но по-прежнему востребованных каблучков, заводские конструкторы и дизайнеры создали десятки (!) всевозможных вариаций и модификаций базового автомобиля. Рынок позволил получать любые моторы, в результате чего появилось более десятка опытных версий с различными двигателями. Продолжались эксперименты с КПП и трансмиссией. К исходному варианту с классической компоновкой добавились передне- и полноприводные модификации.

Пикап ИЖ-27171-030.

Пикап ИЖ-27171-030. Фургон ИЖ-2717 и пикап ИЖ-27171 – эти «грузовые» версии «Оды» именно таковы, как их позиционирует завод-производитель: недорогие и неприхотливые коммерческие автомобили. Правда, ИжАвто, описывая свою продукцию, неизменно добавлял слово «надежные», но как раз с этим у удмуртских «пирожков» и пикапов дело обстояло не лучшим образом. В целом конструкция этих машин является вполне жизнеспособной. Бо́льшая часть узлов и агрегатов, а также передняя половина кузова были полностью унифицированы с базовым хэтчбеком. «Коммерческая» половина для увеличения грузоподъемности и ресурса ходовой части была переработана: задняя подвеска была приведена к «классической» зависимой схеме, а ее пружины уступили место двум продольным рессорам. В результате фургон мог перевозить полтонны груза (не считая водителя и пассажира), а пикап – почти на центнер больше.

Универсал Иж-21261 «Фабула».

Для коммерческих автомобилей ИЖ планировалось к выпуску множество различных надстроек и модулей, позволяющих в течение часа без специального оборудования превратить пикап, например, в изотермический фургон, или «каблучок» – в киоск розничной торговли. Коммерческие модификации «Оды» оснащались одним из двух двигателей: 85-сильным УЗАМ-331 объемом 1700 см3 и 75-сильным ВАЗ-2106 объемом 1600 см3. Особняком в этом ряду стоят легкие грузовички – они не дошли до конвейера в том виде, в котором планировались и принцип модульности в них угадывается только по аляповатым бортам грузовой платформы. Эта модификация имеет увеличенную колесную базу.

Универсал Иж-21261 «Фабула».

XXI век начался с широко внедрения в нашу жизнь новых технологий и использования интернета, как полномасштабного коммуникационного канала. Автомобильные концерны связаны в единых корпоративных интернет порталах, обучение к некоторых ВУЗах ведется удаленно, даже современный репетитор проводит занятия сразу с несколькими абитуриентами он-лайн. Интернет дал нам возможность экономить время и деньги.

Серийное производство автомобиля Универсал Иж-21261 «Фабула» с кузовом универсал началось в 2003 году. Видимо, руководство ИжАвто возлагало на эту модификацию больши́е надежды, поскольку запланированный на 2005 год объем выпуска этой модификации совсем немного уступал объему производства «Оды» – 10, 5 тыс. штук против 10, 9 тысяч. Подобную стратегию понять несложно: если у коммерческих модификаций на внутреннем рынке в XXI веке появилось много успешных конкурентов, то в сегменте универсалов соперничать приходилось лишь с морально устаревшим ВАЗ-2104. Увы, ничего нового и оригинального спроектированная за два десятка лет до начала своего серийного производства «Фабула» не содержала. Единственным отличием от классических универсалов советской эпохи был «высокий потолок» грузового отсека, полученный благодаря покатой «ступеньке» на крыше. Поскольку задняя подвеска «Фабулы» изменений не претерпела, то есть осталась зависимой рычажно-пружинной, грузоподъемностью автомобиль не блистал: 5 человек и 50 кг багажа или 2 человека и 260 кг. груза со сложенным задним сиденьем. Аналогичный показатель ВАЗ-2104 составлял 305 кг. Линейка двигателей и трансмиссий универсала была такой же, как у коммерческих модификаций.

“A” ©