ГАЗ-69А.

Внедорожник ГАЗ-69 создавался «по стопам» фронтового джипа ГАЗ-67Б и был призван заменить его в вооруженных силах. Однако уже в середине 40-х годов было ясно, что в неприхотливом легковом автомобиле повышенной проходимости нуждается и народное хозяйство, поэтому параллельно с грузопассажирской армейской версией разрабатывался «мирный» четырехдверный вездеход ГАЗ-69А.

Как показывает современная практика, вся грозная военная и спортивная техника сначала превращается в общегражданскую, а потом еще и в мини копии, такие, как самокаты Razor, с настоящими моторами. Детям тоже хочется скорее приобщиться к взрослой автомобильной и спортивной жизни. И тут все по взрослому – даже шлем надевать обязательно.

Опыт эксплуатации первого советского джипа ГАЗ-67 не оставил никаких сомнений в необходимости массового производства автомобилей такого класса, причем не только для армии, но и для народнохозяйственных нужд. Но если фронтовой полноприводник проектировался «вынужденно», «впопыхах» и во многом «на глазок», то есть без оглядки на предшественников – аналогов до Второй Мировой войны попросту не существовало, то мирные условия проектирования его последователя позволяли, во-первых, не торопиться, во-вторых, целенаправленно и с пониманием сути проблем совершенствовать конструкцию, и, в-третьих, использовать фронтовую практику ГАЗ-67 для «работы над ошибками».

ГАЗ-67.

Ведущий конструктор ГАЗ-67 Григорий Вассерман.

Григорий Вассерман.


Бо́льшая часть врожденных недостатков «67-го» была обусловлена жесткими ограничениями технического задания – как по унификации с освоенными к началу войны узлами и агрегатами, так и по ряду эксплуатационных и «архитектурных» параметров. При этом ведущий конструктор ГАЗ-67 Григорий Вассерман понимал, что потребность в автомобилях подобного класса с окончанием войны не исчезнет, поэтому еще в 1944 году он начал разрабатывать платформу легкого джипа следующего поколения. Отдавая себе отчет в том, что послевоенная промышленность «не потянет» освоение сразу многих новых агрегатов (в частности двигателей), Вассерман вновь пошел по пути комбинирования уже разработанных и запланированных к производству элементов конструкции машин перспективной послевоенной горьковской «линейки». Так, например, требованиям к силовому агрегату более-менее соответствовал высокооборотистый и экономичный мотор, созданный для «Победы». А недостаточно высокий для вездехода и буксировщика крутящий момент этого двигателя предполагалось компенсировать применением демультипликатора в раздаточной коробке – подобный узел прекрасно зарекомендовал себя в лендлизовских американских джипах.

ГАЗ-69А.

Проходимость и тяговитость «67-го» нареканий не вызывала; при проектировании новой машины следовало поработать над устойчивостью (ГАЗ-67 за излишнюю прыгучесть при езде по бездорожью заслуженно получил прозвище «Козлик»), экономичностью, ремонтопригодностью и повышением вместительности без существенного увеличения габаритов. Последнее требовало сместить вперед двигатель и передний ряд сидений относительно колесной базы. Новый джип, в отличие от предшественника, сразу задумывался как грузопассажирское транспортное средство. Кроме того, возвращение страны к мирной жизни позволяло позаботиться об улучшении комфорта водителя и пассажиров.

“A” ©