ЗиЛ 111Д 1964–67

К концу 50-х годов Соединенные Штаты Америки стали главным раздражающим стимулом развития всех без исключения отраслей народного хозяйства СССР. Именно Америку мы на уровне официального девиза намеревались «догнать и перегнать», а на уровне озвученных амбиций продемонстрировать ей «кузькину мать».

И если эта загадочная «мать» в большинстве принципиальных сфер соперничества (например, в освоении космоса) являла себя оригинальными отечественными разработками, то в области автомобилестроения простодушный Хрущев в своем стремлении «перегнать» ориентировался на достижения геополитического конкурента.

Если раньше требования, предъявляемые к автомобилям первых лиц нашего государства, исчерпывались соображениями функциональности – безопасность, комфорт, надежность, – то в разгар «холодной» войны едва ли не на первое место вышло слово «представительские» в его номинальном, «конвертируемом» смысле. Он должен был стать визитной карточкой государства, играть роль полпреда преуспевающей державы.

Правительственный лимузин, таким образом, полулегально становился в один ряд с официальными государственными символами – гербом, гимном, флагом. Это обстоятельство, кстати, имело негативные последствия. Если легкомысленные и безответственные американцы могли позволить себе шить трусы, окрашенные в цвета национального флага, то мы, почитая свои «святыни», начиная именно с ЗиЛа-111, отказались от использования «членовозов» где бы то ни было, кроме как на «ниве» перевозок руководства страны.

«A» ©

PS. Советский автопром, как бы не пытались сверху давить на производителей, отставал не только по количеству выпускаемых автомобилей, но и по качественным инновациям. Экономические кризисы капиталистической системы заставляли производителей автомобилей делать их более экономичными в эксплуатации — например, в 70-х годах активно начали внедрять дизельные двигатели в производстве легковых авто. В те времена стоимость дизельного топлива была существенно ниже, чем стоимость бензина.

Соответственно, потребовалось и изменение технологии производства самого топлива — стало появляться дизельное топливо данные которого позволяли производить легковые автомобили с дизельным двигателем, не уступающие по скоростным качествам бензиновым (в основном, за счет разработанной системы турбонаддува). В СССР, по прежнему, все легковые авто ездили на дорогом бензине. Внедрение дизелей в этом секторе у нас очень медленно происходит только последние 15 лет, да и то — за счет прихода в наш автопром зарубежных технологий.