Суздаль. Фото Ростислава Панфилова.

В самом деле, братцы, к чему говорить о красотах православной храмовой культуре Суздаля, или сетовать о разрушающейся деревянной жилой архитектуре мещан и купцов начала XX века, если об этом пишут все. Пишут, забывая о том, что они испытывали на самом деле, бродя по городу, приехав в него на поезде в половине шестого утра. Если вы приехали в любой город в 5.30 утра, вы уже обречены на очень долгий день. А если вы с вечера пили водку с соседями по купе — день будет еще более долгим. И первое, что вы будете делать, выйдя из вагона — вы будете искать место для вкусного и безопасного избавления от похмельной головной боли.

И вот вы ходите по еще пустынным улицам Суздаля, с неба сыплет неприятный мокрый снег, задувает холодный ветер, и перед вашим взором постоянно предстают красоты этого включенного в «Золотое кольцо» России древнего города. Суздаль был первой столицей Московии, и только позже суздальский князь Юрий Долгорукий основал будущую столицу России — Москву. Здесь все пронизано древней историей Руси, огромное количество церковного русского зодчества, но я бреду мимо этих красот и пытаюсь сосредоточиться на том, как далеко мне топать до моей знакомой, проживающей на улице Ленина — она предлагала прямо с поезда прийти к ней на завтрак.

Суздаль. Фото Ростислава Панфилова.

Суздаль. Фото Ростислава Панфилова. Суздаль — небольшой городок, в котором по данным последней переписи числится около 11.000 жителей. Казалось бы, пройти его из конца в конец ничего не стоит, но только не под моросящим дождем, и не в состоянии похмелья. Завтрак у моей знакомой был вкусным, с блинами и сметаной, пирогом с заварным кремом, но… в доме не было даже пива — хозяйка была на восьмом месяце беременности и на дух не переносила даже запаха пивных пробок, поэтому ее муж тоже держался трезвенником. Из уважения к их милым семейным отношениям я не стал сообщать о проблемах с моей головой. Вздремнув у этих гостеприимных друзей до 11 утра, я проснулся немного посвежевшим (после завтрака выпил пару таблеток аспирина). Но на меня обрушилась следующая напасть — зверский голод, но я не стал обременять этой проблемой хозяйку дома, я просто радушно попрощался, поблагодарив за завтрак и возможность подремать, и вышел снова в город.

Суздаль. Фото Ростислава Панфилова.

Суздаль. "Мини-гостиница 44".
Приятная новость поступила ко мне недавно — вот так выглядит гостиница Суздаля «Мини-гостиница 44», в которой мне предлагают останавливаться мои знакомые, узнавшие о моих прошлых злоключениях. Говорят, в этом уютном домике и накормят, и спать уложат, и по вполне божеским ценам.

Мокрый снег сыпал по-прежнему, но ветер усилился, и все выглядело еще более промозгло, чем ранним утром. Из 36 церквей и 8 монастырей, которые находятся в самом Суздале или вблизи него, первым мне встретился Покровский монастырь. За стенами монастыря ветер уже не беспокоил меня (древние мастера зодчества умели учитывать все аспекты необходимой безопасности). По сведениям Патриархии в Покровской обители постоянно проживает около двадцати монахинь (и неизвестное мне количество послушниц), и к обеду утреннее богослужение было давно закончено. Я подошел к окошку кассы, чтобы справиться о том, есть ли на территории монастыря пункт питания (кафе или столовая). Получив в ответ полный укоризны и недоумения взгляд, я вдруг вспомнил, что уже март на дворе и у православных христиан начался Великий пост. Я ничего не имел против русских православных канонов и правил, но мой желудок не желал ждать ни одной лишней минуты — мне пришлось отказаться от посещения монастыря.

Суздаль. Фото Ростислава Панфилова. Когда-то, до революции 1917 года, и еще раньше в древности Суздаль был сказочно богатым городом. Во второй половине XIX в Суздале любили селиться русские купеческие фамилии целыми семьями. Вероятно, с целью замолить свои грехи, приобретенные на ниве торговой деятельности (а в России это всегда было сопряжено с обманом покупателей, взятками чиновничеству, и даже убийствами конкурентов), русские купцы считали своим долгом построить на свои деньги очередной Суздальский храм или часовню на территории монастыря. Понятно, что и местному духовенству перепадало немало пожертвований — храмы Суздаля до прихода к власти большевиков буквально ломились от дорогих золотых церковных служебных предметов и золоченых иконостасов, даже купола покрывали самым качественным сусальным золотом. В Суздале же есть знаменитые куранты, которые на циферблате имеют не римские цифры, а кириллические церковно-славянские буквы, обозначающие начало цифр. Подойдя к Суздальскому Кремлю, я убедился в том, что часы работают до сих пор. Часы сообщили мне, что уже половина второго дня (мой желудок буквально разорвался стоном при этой новости) — а я так и не нашел места, где можно сытно пообедать.

Суздаль. Фото Ростислава Панфилова. Я даже мысленно помолился Богу, чтобы мне попалось нормальное кафе поскорее, как только выйду за пределы Кремля, вспомнив страдания известного всем Венечки. Да, я беспутный, я хочу наслаждаться всей это божественной красотой, но мне нужно перед этим немного поесть. И вот, стоило мне выйти попасть на улицу Ленина, я вдруг увидел чудесно открывшееся уже кафе с нейтральным названием «Блинная». Уже на входе по запаху из кухни я понял, что здесь ориентированы на туристов, а не верующих постящихся христиан — пахло вкусно и мясной пищей, я присел поближе к барной стойке, чтобы меня скорее заметили, ибо посетителей в это время было достаточно. К моей радости, все, что я выбрал из предложенного меню, было в наличии, и даже знаменитые суздальские огурчики, борщ и самолепные пельмени. Апофеозом этого чудесного избавления от голода был принесенный чайник с чаем, но я варварски заказал 150 грамм водки и дополнительную порцию соленых огурцов и грибов. Жизнь продолжается, ощутил я, в три стопки опустошив графинчик, и я не ошибся.

Суздаль. Фото Ростислава Панфилова. Обед меня разморил, а мокрый снег и ветер за окном не прекращались, да и из-за пасмурного неба на улице были неприятные еще зимние сумерки, и я решил остаться здесь до вечера, когда мне нужно будет отправиться снова на вокзал к моему поезду. Я заказал еще еды, еще 150 грамм водки, и погрузился в медленное медитативное проникновение в этот городок, который меня встретил утром весьма приветливо в лицо двух его жителей (и третьего, который еще не родился). Я думал о том, как этот богатый некогда городок, сделавший финансовую карьеру на замаливающих грехи русских купцах, именно по этой причине теперь бедствует настолько, что молодежь стремиться скорее уехать из него, для более успешного построения личной карьеры. И вот — здесь все красиво, здесь приветливые люди торгуют грибами и огурцами в банках, самыми вкусными на свете, и они этим занимаются не для души, а чтобы просто выживать. А я сижу в этой блинной, и уже заказал третью 150-граммовую порцию водки, и я понимаю только одно — здесь удивительно вкусно готовят и очень дружелюбно недорого обслуживают. Горе мне, Бог меня накормил по молитве, а я напился и мне лень встать и поставить свечку Спасителю. Вот — вот так и те самые купцы думали, которые вкладывали свои деньги в Суздаль 150-100 лет назад…

Спасибо моему другу Ростиславу Панфилову, уроженцу Суздаля, который предоставил мне свои прекрасные фотозарисовки об этом славном городе, который я некогда так бесславно и бестолково посетил…