ЗАЗ-968.

Ходовую часть автомобиля, его трансмиссию и системы управления практически не тронули. На предсерийных прототипах предприняли попытку установить на передние колеса жигулевские дисковые тормоза, заодно использовав вазовские колесные диски и резину, но впоследствии от этой затеи отказались.

В конечном счете, усовершенствования свелись к следующему. Чугунные картер и крышка рулевого механизма уступили место алюминиевым. Были изменены размер и «геометрия» сминаемой части рулевого вала, что позволило получить на эту деталь европейский знак безопасности. Незначительно модернизировали подвески. Остальное досталось в наследство от ЗАЗ-968А. Зато по количеству вариантов двигателей, коими ЗАЗ-968М мог комплектоваться, шустрый «Запорожец» переплюнул всех своих отечественных современников. Базовой считалась модификация «968М-03» с 40-сильным двигателем рабочим объемом 1197 см3. С 1979 по 1982 годы это был МеМЗ-968Э с карбюратором К-127, а с 1983 г. – МеМЗ-968Н с карбюратором К-133 или К-133А.

ЗАЗ-968.

Одновременно с базовой модификацией в 1979 году начали производить и «общегражданскую» (не инвалидную) модификацию ЗАЗ-968М-005, оснащенную «пережитком старины» 28-сильным мотором МеМЗ-966Г объемом 887 см3. Кроме того, до 1 января 1983 года выпускались (и соответственно устанавливались на новые «Запорожцы») силовые агрегаты с жигулевским карбюратором ДААЗ 2101-20: МеМЗ-968ГЭ мощностью 45 л. с., степень сжатия 7,2 и МеМЗ-968БЭ мощностью 50 л. с., что было достигнуто за счет новых головок блока цилиндров с уменьшенными камерами сгорания, благодаря чему степень сжатия увеличилась до 8,4. При этом последний мотор требовал не «76-го», как все прочие версии, а «93-го» бензина.

Двигатель ЗАЗ-968.
Как ни странно, модификации «Запорожца» с форсированными двигателями никаких дополнительных цифр в индексе не получили и назывались просто «ЗАЗ-968М». Некоторое непродолжительное время ЗАЗ-968А и ЗАЗ-968М сходили с конвейера одновременно, а с 1980 года Запорожский автозавод полностью переключился на производство обновленной модели. На первых порах в торговую сеть поступали машины, лишь частично укомплектованные новыми узлами и деталями.

В середине 80-х любопытная история приключилась с ценой на «новый Запорожец». Долгое время государство соблюдало принцип, озвученный в начале 60-х Владимиром Стешенко: «Запорожец» должен стоить столько же, сколько 1000 бутылок водки». При «замороженной» в 70-х цене на водку в 3 рубля 62 копейки не менялась и стоимость «Ушастых» – их можно было купить за 3,5 тысячи. В 1981 году «поллитра» подорожала сразу до 5 рублей 30 копеек, и министерство финансов поспешило «подтянуть» вторую половинку нехитрой формулы к негласной пропорции: к 1983 году ЗАЗ-968М продавали уже по 5.300.

Рестайлинг ЗАЗ-966.

Но если водку наш народ продолжал покупать, невзирая ни на что, то приобретать «Запорожцы» по такой цене люди не захотели. Спрос на них резко упал, и государство вынуждено было опустить цену до разумного предела. В 1988 году ЗАЗ-968М можно было купить за 3.920 рублей. Кстати, как показывает современная статистика компаний, осуществляющих выкуп авто, для последующего ремонта и современного рестайлинга старые автомобили ЗАЗ приобретают сегодня весьма охотно. Но почему-то большей популярностью пользуется именно “ушастая” модель – ЗАЗ-966. Видимо, с точки зрения экзистенциального отображения той эпохи 966-й выглядит более харизматичным экспонатом.

“A” ©