ВАЗ-21099 «Самара».

В результате из всей гаммы предложенных модификаций добро на разработку и внедрение получили лишь два варианта хэтчбеков (впоследствии – ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109). Предполагалось, что эти модели на первой нитке конвейера сменят «бюджетную классику» ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013. Началась работа, и уже 30-31 декабря 1978 года был изготовлен первый опытный образец будущей «восьмерки». Следовало подумать и о разработке перспективных моделей для второй нитки.

В конце 70-х тольяттинские стратеги считали, что в качестве альтернативы хэтчбекам обязательно следует разработать новый седан, поскольку в своих потребительских пристрастиях наши граждане консервативны, а значит двухобъемные кузова придутся по душе далеко не всем. А вот единодушия по поводу перспективной компоновки на ВАЗе не было. Те, кто сомневался в конкурентоспособности и востребованности «переднеприводников», настаивали на необходимости разрабатывать новое семейство «классики», которое в конце 80-х пришло бы на смену «пятерочному» поколению. Они считали, что создать новый автомобиль на базе привычной схемы получится быстрее и обойдется это дешевле.

ВАЗ-21099 «Самара».

Сторонники переднего привода были убеждены, что, невзирая на мнение министерства, седан следует создавать на базе «восьмерочного» семейства. В результате дебатов пришли к конструктивному компромиссу: в 1980 году началась работа над обоими вариантами. Проект, предусматривающий создание седана и универсала на базе семейства «2108/09», закономерно получил индекс со следующими порядковыми номерами – «2110/11», а базовую модель нового поколения «классики» наименовали «2112». При этом «классический» проект как более рентабельный считался приоритетным.

ВАЗ-21099 «Самара».

В том же году дизайнер Владислав Пашко приступил к работе над 4-дверным седаном на базе ВАЗ-2109. Условия задания были предельно простые: во-первых, максимальная унификация с кузовом «девятки», во-вторых, «десятка» (именно так будущий ВАЗ-21099 именовался в документации до середины 1985 года) в модельном ряду должна занять нишу ВАЗ-2106, то есть стать самой дорогой и престижной машиной. В конце 1981 года был закончен первый полноразмерный пластилиновый макет. От запущенной впоследствии в серийное производство машины он отличался лишь некоторыми элементами оперения. В частности, передок был оформлен так же, как на ранних «восьмёрках», то есть имел «короткие» крылья, пластиковую «маску» над бампером и характерную кранизообразную блямбу на облицовке радиатора, прозванную в народе «клювом». Представительности седану Пашко попытался добавить, пойдя по проторенному пути, то есть установив на макет четыре круглые фары вместо двух прямоугольных «восьмерочных».

ВАЗ-21099 «Самара».

Однако практика показала, что фары ВАЗ-2108 дают гораздо более качественный свет, и четырехфарная «красота» потребует принести в жертву практичность. Поскольку работа над кузовом «классического» седана параллельно велась несколькими группами дизайнеров, и проект «2112» находился в непрерывном развитии, у Пашко было время внести в свою разработку некоторые изменения. Была опробована идея «длинных» крыла и капота. В июле 1983 года состоялся министерский худсовет, на котором предстояло дать оценку вариантам кузовов, созданных в рамках проекта «2112». Второй вариант макета ВАЗ-2110 демонстрировался «вне конкурса», в рамках «показательных выступлений».

ВАЗ-21099 «Самара».

Правая и левая половины этого макета отличались друг от друга решением передка: справа остались 4 круглые фары, но крыло и капот были длинными, а левая сторона в точности воспроизводила ранние «восьмёрки» и «девятки»: блокфара, короткое крыло, «маска». «Клюв» вместо облицовки по-прежнему присутствовал в обоих вариантах. Именно на этом худсовете министр Автопрома СССР В. Поляков, уделивший переднеприводному седану не меньше внимания, чем «классике», произнес судьбоносную для «99-й» фразу: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе!». Что ж, ничего страшного в этом наш неизбалованный потребитель не видел. Да и сейчас, когда мы научились уже по одежке протягивать ножки, нередко и сами, не имея финансовых возможностей приобретать дорогие швейцарские часы, предпочитаем купить копию часов zenith. Если реплика zenith официальная и качественная, а не подделка, зачем платить больше.

“A” ©