ЗиЛ-111Г

В 1963 году население социалистической империи было шокировано: на официальных встречах с лидерами иностранных держав глава нашего государства Никита Сергеевич Хрущев начал появляться на невиданном доселе автомобиле, более всего напоминающем роскошные американские «дримкары». Проще было предположить, что страна сменила вдруг внешнеполитический курс, чем поверить в успехи отечественного автопрома.

Воистину, «явление народу» ЗиЛа-111Г можно было считать триумфальным! Предыдущий представительский лимузин ЗиЛ-111, сменивший долгожителя ЗиС-110 в кремлевском гараже, «засветился» в официальных хрониках всего за четыре года до описываемых событий, а в СССР начала 60-х нормальным сроком производства одной модели машины без видимых ее изменений считались десять-пятнадцать лет.

В конце пятидесятых годов произошла наконец смена поколений отечественных легковых автомобилей. «Москвич» семейства 400-401 выпускался до этого 11 лет, «Победа» – 12 лет, ЗиМ – 9 лет.
Появление ЗиЛа -111 было вполне ожидаемым и предсказуемым – его предшественник «ЗиС сто десятый» верой и правдой прослужил первым лицам государства 13 лет; по логике вещей «вахта» нового «членовоза» на «посту №1» должна была теперь длиться минимум десятилетие. И вдруг, спустя всего четыре года – радикальная смена имиджа! Невиданное доселе явление.

Оптимисты решили было, что проявленная зиловцами оперативность – первая ласточка зарождающейся тенденции, и новые модели всех без исключения легковушек начнут появляться с такой же периодичностью, но – нет… Увы! Новый базовый «Москвич-407» уступил место представителю следующего семейства лишь 8 лет спустя после своего рождения; появившийся в 1960-м «Запорожец» выпускался 9 лет; «Двадцать первая» «Волга», сменившая «Победу», продержалась на конвейере 14 лет, а ГАЗ-13 «Чайка», отправившая на заслуженный отдых ЗиМ, сходила со «стапелей» горьковского автозавода в течение девятнадцати (!) лет.

Забегая вперед, отметим, что век ЗиЛа-111Г, как и его предшественника «просто сто одиннадцатого», оказался недолог: три года выпускался этот автомобиль, а затем на смену ему пришёл ЗиЛ-114 (который, кстати, был снят с производства лишь десять лет спустя – всё вернулось на круги своя). Как ни странно, причину явления, на добрых тридцать лет опередившего свое время, следует искать не в технологических инновациях и не в трудовом энтузиазме, а в… государственной политике СССР.

“A” ©

PS. Советский политический истеблишмент после окончания Второй Мировой войны стремился поддерживать имидж чиновничества мощного имперского государства в глазах Запада. И одним из элементов этой программы было то, что высшие лица государства ездили на лимузинах исключительно советского производства.

При этом нужды обычных граждан удовлетворялись в жестко регламентированной смете расходов. А на “членовозы” денег не жалели, даже тогда, когда перевозка пианино в спб (тогда еще Ленинграде) при переездах на новую квартиру иногда вообще осуществлялась на телегах, запреженных ломовой лошадью – далеко не каждый работяга мог себе позволить оплатить безболезненно услуги грузового автомобильного такси. А нанимать водителей колымщиков в те времена было очень опасно.