Астрахань. XXI век. 2011 год.

С этим ничего не поделаешь, если последние тысячу лет твоя страна провела в буре геополитических процессов, расширения империи на взлете, сужения в закате, и судьбы некоторых городов России вполне четко отображают этапы истории, в том числе и те, которые историей преданы забвению, так же и города. Я говорю про Астрахань, которая некогда, еще во времена первого русского царя Иоанна IV стала важным форпостом в деле расширения Московского царства на Юг.

Астрахань. XXI век. 2011 год. Да, именно так — южнее за Астраханью в средние века лежали сплошь чужие земли, в которых обитали народы, подчинившиеся татарскому игу, и потому — враждебные Москве. Но Астрахань удалось своевременно укрепить, разместить в ней войска, и именно из Астрахани начинались в те времена атаки на Юг. Христолюбивый царь не забывал и о православной миссии своих геополитических амбиций — в Астрахани тоже были построены монастырь и кремль для укрепления московского присутствия в регионе. Но все это было тогда, пятьсот лет назад. Позднее же история и геополитическая конъюнктура Российской империи постепенно привели к тому, что город становился менее актуальным для расширения государства, к тому же он так и не стал заметным центром во времена промышленного бума в России. Собрав среди своих жителей за столетия представителей большинства основных религиозных конфессий, Астрахань не стала и эклектичным центром экуменизма, хотя проживающие здесь христиане, иудеи или мусульмане достаточно толерантны к своим религиозным оппонентам.

Астрахань. XXI век. 2011 год.

Астрахань. XXI век. 2011 год. До ХХ века Астрахань была перевалочным пунктом в торговле, хотя по удобству и эффективности в качестве порта она существенно уступала другим городам — Волгограду (ранее Сызрани), Челябинску, Казани. И это в итоге предопределило неизбежность хирения инфраструктуры города. В советские времена Астрахань еще была отчасти важна, как перевалочный и обрабатывающий пункт для добываемых осетрины и икры, и арбузов, разумеется. Я запомнил еще с юношеских лет пару поездок со взрослыми на Ахтубу, где мы могли жить и ловить рыбу у берега по две недели, так ни разу и не увидев ни одного постороннего человека. Разумеется, туристическая составляющая инфраструктуры региона в те времена не развивалась абсолютно, и найти хороший отель Астрахани не представлялось возможным. Да это, признаться, и не особо было нужно — любители рыбалки в городе не задерживались (пересаживались с поездов на автобусы, и на Ахтубу ехали), командированные работники торговых трестов селились в своих ведомственных гостиницах. Комфортное размещение в Астрахани ни кем не было востребовано.

Астрахань. XXI век. 2011 год.

Астрахань. XXI век. 2011 год. Некоторое оживление, и именно за счет активности туристических операторов региона здесь наблюдается лишь последние 10 лет. И это тоже признак времени, который для Астрахани заключается в том, что сейчас окончательно город остался на попечении только местного бизнеса. Хочешь развивать туризм рыболовный или охотничий — вкладывай деньги и развивай. И именно на это делают упор те предприниматели и компании, которые не желают смириться с угасанием города сейчас. Понятно, что промышленного и исторического центра из него не получилось в связи с тем, что история все воинские и промышленные лавры отдала расположенному севернее Волгограду в ХХ веке. И все же, надежда есть, она всегда умирает последней, особенно, если есть в регионе те, кто не желает смириться с его поражением и забвением в истории. Признаться, внутренне душой — я на их стороне. Приятное место, ведь — нужно только сделать более комфортной его инфраструктуру.

Астрахань. XXI век. 2011 год.