ГАЗ-М1 сошел с конвейера

Впервые в заводской практике горьковская модель получила в индексе литеру «М», за которой скромно пряталось имя собственное – «Молотовец», являвшееся в свою очередь не слишком благозвучной и потому не получившей распространения производной от почётного «прицепа» к «ФИО» автозавода – «имени В.М. Молотова», главы Совета народных комиссаров. Сей почетный «довесок» нижегородское предприятие получило в момент рождения, но первую модель наречь художественно не догадались.

Первые три опытных образца новой машины были собраны уже в январе 1934 года.
Два года конструкцию доводили до ума – несмотря на формальное родство с «Фордом» и «заимствования» от ГАЗ-А, очень много пришлось проектировать с нуля, фактически изобретать.
Намечающееся производство «Эмок» в необходимом стране объеме потребовало в апреле 1935 года начать строительство второй очереди горьковского автозавода.

В новых цехах предстояло разместить 5500 агрегатов и станков для изготовления 2100 деталей. Поставка еще 350-и была возложена на смежников. За год все работы были выполнены, и 15 марта 1936 года в 18 часов 30 минут с конвейера завода сошел первый ГАЗ-М1.

Появление связанных с автомобилем «баек» и «мифов – свидетельство его популярности. По современным меркам комфорт «Эмки» весьма условен, но для тех лет этого было более чем достаточно. Однако отнюдь не «небывалая роскошь» сделала машину «народной легендой». Водителям ГАЗ-М1 полюбился именно из-за простоты и надежности конструкции, и удобства ее обслуживания.

Ходят слухи, что: выплавившийся из шатунов баббит можно было на какое-то время заменить… намотанным на коленвал кожаным брючным ремнем; для принудительного обогащения горючей смеси… диффузор затыкали варежкой; клапаны можно было отрегулировать подпиливанием торца или обжатием стержня; наконец (но это совсем уже из разряда мифов), что мотор ГАЗ-М мог работать даже на керосине.

Неудивительно, что для наших людей, испокон веков компенсирующих недостаток технологий смекалкой, ГАЗ-М1 стал «своим в доску» и заслужил ласковое прозвище «Эмка».

«A» ©

По сути дела, появление первого городского серийно производимого советского автомобиля, пусть даже только для служебного пользования, дало начало советскому массовому автолюбительству. В газетах и журналах стало больше появляться технической информации про автомобили, фельетонов о незадачливых водителях. Да и народ не стоял в стороне, народный анекдотический фолклер быстро отреагировал на появление большого количества легковых авто в ограниченном пользовании у граждан. Появились «политкорректные» анекдоты про мужа и жену с автомобильным уклоном. Сами понимаете, русский народ всегда был силен в искусстве анекдотического пересмешничества. Просто в те времена опасно было сочинять анекдоты про чиновников, поэтому их заменяли иносказательно на «семейную среду».