ГАЗ-67Б с буровой установкой для посадки деревьев

Предыдущую часть читайте здесь.

Как-то неудобно говорить о вариациях, когда «главный герой» – и сам по себе вариация, в нашем случае – вариация «на тему» ГАЗ-64. И нельзя же, в самом деле, считать вариацией легкового джипа выпускавшийся на его базе бронеавтомобиль! Слишком уж разные требования к ним предъявлялись, а потому и сравнения неуместны. И все же именно на основе ГАЗ-67Б было создано довольно много мелкосерийных и разовых модификаций – иногда заводских, иногда кустарных.

18 октября 1943 года в преддверие зимы автобусный цех горьковского автозавода продемонстрировал опытный образец ГАЗ-67 с полностью закрытым кузовом – ГАЗ-67-420. Верх, боковины и двери были сделаны из дерева. Масса машины увеличилась на 25 кг, остальные показатели не изменились. Конфигурация кузова была различной, по свидетельству современников. Вот свидетельство одного жителя Украины, которое мы нашли (вместе с фото), просматривая интересные объявления в городе Днепродзержинск http://slando.dp.ua/dneprodzerzhinsk/: “У моего дедушки когда-то был вот такой вариант жесткой крыши. Материал, по рассказам, фанера и брезент”.

Вариант крытого ГАЗ-67Б на фотографии из семейного архива жителя Украины

В условиях нашего сурового климата такой автомобиль, безусловно, был бы более чем уместен, однако производство его разворачивать не стали – не до излишеств было. Впрочем, в жесткий верх «газики» самостоятельно одевали «на местах» все, кому не лень. Еще в июле 1944 года проектировался, а 3 сентября был построен упрощенный «тыловой» вариант «козлика» ГАЗ-67В. От своего фронтового собрата он отличался «пониженной» проходимостью: ведущими были лишь задние колеса. Таким образом, отпала необходимость в раздаточной коробке и всей «механике», связанной с передней половиной привода. Передний мост и покрышки на этот автомобиль предполагалось устанавливать от «Эмки». Да он и задумывался как замена «Эмке», производство которой в 1942 году было окончательно прекращено. Однако еще одно производство на и без того перегруженном заводе создавать не стали.

ГАЗ-011 или МАВ – малый автомобиль водоплавающий

В победном 1945 году горьковский обком партии принял решение посадить вокруг города 10 тысяч плодовых деревьев. ГАЗу поручили построить «бурильный» передвижной агрегат для рытья ям под саженцы. Такую машину вскоре создали, используя цилиндры от пушек ЗиС-3 и серийный ГАЗ-67Б. Научно-исследовательский автомоторный институт (НАМИ) на базе основных агрегатов ГАЗ-67Б в апреле 1949 года построил два образца легких военных амфибий НАМИ-011. Впоследствии, после необходимой доводки эта машина была внедрена в производство на ГАЗе, где в 1951-1953 годах мелкосерийно выпускалась под маркой ГАЗ-011 или МАВ – малый автомобиль водоплавающий. На суше это чудо развивало 60 км/ч, на воде – 8. За три неполных года было построено всего 68 таких амфибий.

“A” ©