ГАЗ-64

Предыдущий материал читайте здесь.

От «шестьдесят первого» в этом армейском «Лего» были использованы прочные и отработанные агрегаты шасси: передний и задний мосты (с вынужденными из-за уменьшения колеи переделками), КПП (позаимствованный в свою очередь у ГАЗ-АА), одноступенчатая раздаточная коробка, укороченные карданные валы, передние рессоры, применённые на «шестьдесят четвертом» как задние, тормоза (с усиленным приводом), колесные диски.

Четырехцилиндровый двигатель мощностью 50-52 л.с. «одолжили» у ГАЗ-АА, точнее, у его усовершенствованного преемника ГАЗ-ММ. Он же «поделился» с будущим джипом и однодисковым сцеплением. Однако, заложенные в расчет тяжелые условия эксплуатации (например, буксировка 45-мм пушки общей массой 1200 кг, длительное движение со скоростью пешей колонны или преодоление естественных препятствий) потребовали некоторых изменений в «аранжировке» силового агрегата. На него был установлен более эффективный нагнетающий водяной насос от шестицилиндрового ГАЗ-11, многолопастный высокопроизводительный вентилятор, новый впускной коллектор со «свежим» карбюратором МЛ-1 и пусковым устройством от КИМ-10.

С «нуля» была спроектирована сварная рама из полузакрытых фигурных стальных лонжеронов толщиной 3 мм. Являющиеся элементами ее конструкции передний и задний бамперы оснащались спереди крюками, а сзади – подпружиненным буксирным устройством опять же от грузовика ГАЗ-ММ. Для увеличения переднего угла въезда передний мост подвесили на четырех четвертьэллиптических рессорах. Во избежание резонансного «галлопирования» при энергичной езде по «кочкам» (которого избежать так и не удалось, за что автомобиль и получил в народе прозвище «козел») на переднюю ось пришлось поставить по два гидравлических амортизатора одностороннего действия от «Эмки».

Рулевой привод использовали от ГАЗ-61, с той лишь разницей, что поперечная рулевая тяга проходила перед балкой переднего моста и была прямой, без изгиба, что резко повышало ее жесткость. Необычным было положение рулевой колонки, наклоненной в плане на 10,27°. Привод тормозов был как на ГАЗ-11-73 – тросовый, но приводились они в действие общим для педали и ручного рычага тормозным раздаточным валом. Шины с рисунком типа «расчлененная елка» размером 6,50-16 специально для ГАЗ-64 освоил Ярославский шинный завод, однако из-за хронической нехватки родной резины «газики» впоследствии часто обували в покрышки от М-1.

Электрооборудование и приборы (минимум – спидометр, амперметр, указатель уровня бензина) также были использованы от «Эмки» и ГАЗ-ММ. Добавилась, правда, штепсельная розетка для «переноски». Кузов «416», имеющий сугубо прикладной, функциональный характер, спроектировал Б. Комаревский. Шириной 1410 мм, открытый, он вмещал четырёх человек, включая водителя. На полках задних колесных пазух могли сесть еще двое. Там же, позади заднего сиденья, предусматривалось место для оружия, боезапаса и рации.

Забегая вперед, можно отметить, что конструкция в целом (исключение составила пресловутая уменьшенная колея) оказалась очень удачной и оправдала все ожидания «заказчиков». Фронтовая практика Великой Отечественной – лучшее тому подтверждение. Да и сегодня, если заглянуть на сайты продажи авто СНГ, нередко предлагают, особенно на piata auto din moldova наряду с современными джипами подобные раритеты в отличном состоянии.

Читайте дальше.

“A” ©