ГАЗ-14 «ЧАЙКА».

Получив задание осовременить внешность и повысить комфорт ГАЗ-13 – служебного автомобиля для государственных и партийных чиновников среднего звена – горьковские конструкторы столкнулись с необходимостью серьезного обновления всей конструкции. Созданная в результате «Чайка» второго поколения – ГАЗ-14 – оказалась настолько удачной и гармоничной, что и сегодня не выглядела бы устаревшей. Однако затеянная Горбачевым борьба с привилегиями оборвала «полет» новой «Чайки».

ГАЗ-14 «ЧАЙКА».

Известная всем советским гражданам организация Станкоимпорт, продавала за рубеж отечественные станки, и мало чем была полезна простому отечественному потребителю. А сегодня автоинструменты серии Станкоимпорт – это не просто звучащий бренд, но и удобный для автолюбителей и доступный по цене инструментарий.

Использование в качестве источника вдохновения при проектировании отечественных машин высшего класса американских автомобилей школы «детройтского барокко» вышло нашему автопрому «боком». Экстерьер флагманских моделей заокеанских дредноутов, диктующих мировую автомобильную моду, в 50-60-х годах ХХ века менялся столь стремительно, что попытки воспроизвести характерные черты стиля в отечественных разработках оборачивались их не менее стремительным устареванием. Первой жертвой капризов изменчивой моды стал правительственный лимузин ЗиЛ-111, экстерьер которого был разработан молодым горьковским художником-конструктором Львом Еремеевым. В 1956 году предсерийные ЗиЛы-111 выглядели вполне современно, а уже через 5 лет – дабы Никита Хрущев на вычурном «аэрокосмическом» лимузине не выглядел в глазах мировой общественности нелепо – в срочном порядке пришлось работать над глубоким рестайлингом модели.

ГАЗ-13.

ГАЗ-13.> Внешность другого еремеевского детища – автомобиля для чиновников уровня министра, его замов или первых секретарей Обкомов партии ГАЗ-13 «Чайка» – устарела одновременно со своим высокопоставленным «братцем» (многие обыватели даже путали эти машины), однако решительных мер по обновлению никто принимать не спешил. ЗиЛ являлся элементом протокольной государственной атрибутики, а значит машину первых лиц государства следовало подтягивать к мировым стандартам. «Чайка» же предназначалась в основном для использования на территории СССР или на менее представительных уровнях, поэтому от нее, кроме статусной исключительности, ничего и не требовалось.

ЗиЛ-111.

ГАЗ-14 «ЧАЙКА». Тем не менее, уже в 1962 году горьковские дизайнеры предприняли попытку фейслифтинга ГАЗ-13. Экспериментальная косметическая операция сводилась к замене «фасада» автомобиля. Новый передок подозрительно напоминал аналогичный элемент Chrysler Windsor 1959-го года – ничем не примечательное и заведомо устаревшее решение. Скорее всего, этот опыт проводился по инициативе самих горьковчан, без указаний «сверху», поскольку никакого планомерного развития это начинание не имело. Зато неожиданное продолжение получила история самого четырехфарного «пробника». Снимок экспериментальной «Чайки» каким-то образом оказался за рубежом, и в 1963 году фотография была опубликована в солидном каталоге «Automobil Revue». На Горьковский автозавод сразу зачастили сотрудники органов – искали источник утечки информации, но виновного (или хотя бы крайнего) тогда так и не нашли.

“A” ©