ЗАЗ-966.

Изменив форму передней панели, дизайнеры слегка увеличили объем багажного отделения, и, «развивая преимущество», отправили запаску в моторный отсек. Это решение позволило не только расширить багажник, но и избавиться от «грыжи» для вертикальной парковки запасного колеса спереди. Бамперы с черными пластиковыми углами сложного сечения и резиновой накладкой по всей длине не только современнее смотрелись, но и лучше отвечали требованиям безопасности.

Настоящей революцией стало исчезновение знаменитых «ушей», без которых «Запорожец» трудно было представить. Вместо них на задних крыльях появились почти незаметные решетки-«жабры». Эта инновация была вызвана не только стремлением дизайнеров облагородить внешность «Запорожца», избавив машину от слишком уж броских особых примет, но и борьбой конструкторов с одной из главных болезней запорожских микролитражек – склонности мотора к перегреву. Поскольку принципиально в системе воздушного охлаждения ничего изменить было нельзя, инженеры частично решили проблему, организовав обдув двигателя сложной системой искусственно создаваемых направленных «сквозняков».

ЗАЗ-968.

Хромированных вставок (в «авторской» версии дизайнеров) лишились черные резиновые уплотнители лобового, заднего и задних боковых окон. Черной стала и боковая стойка поворотной форточки. Чувство меры украинским художникам не изменило, и зачернять поясной хромированный молдинг, а также тонкие рамки передних боковых стекол они не стали. По понятным соображениям экономии колпаки и шины на колесах не изменялись еще в то время. В результате автомобиль выглядел не только обновленным и помолодевшим, но и нарядным.

Немногие, наверное, обращали внимание на то, что сегменты вентиляционной решетки, расположенной по правому борту, «смотрят» по ходу движения, то есть работают на забор воздуха, а сегменты противоположной решетки развернуты против хода, то есть работают на вытяжку. Организации воздушных потоков служила и решетка в левой половине крышки капота (именно к ней был подведен кожух воздуховода от крыльчатки вентилятора), и прорези в задней панели кузова, прикрытые консолью под номерной знак.

ЗАЗ-968.

Если передок новой модели вплоть до запуска машины в серию не изменялся по сравнению с прототипами, впервые представленными публике в 1977 году, то задняя панель обновленного «Запорожца» на пути к созданию предсерийных образцов подвергалась постоянным модернизациям. На ранних версиях характерные «щеки» в средней части боковин задней панели, конфигурация которых задавалась не только раструбами воздухозаборников, но и общим профилем поперечного сечения кузова, были сохранены. Они задавали форму задним фонарям, и вместо круглых двухсекционных предыдущей модели на прототипе появились эллипсовидные: в разрезанный пополам по вертикали круг была «вживлена» прямоугольная секция. Внутренние полукруглые секции у этой версии функционально различались: левая, красная, служила задней «противотуманкой», а правая, белая, включалась при движении задним ходом. Средние прямоугольные секции делили между собой задние габариты, катафоты и стоп-сигналы, а внешние полукруглые секции были оранжевыми и использовались как поворотники.

ЗАЗ-968.

Затем внутренние края фонарей были выпрямлены, а противотуманная секция уступила место второму сигнализатору заднего хода. И наконец на предсерийных экземплярах и в серии появились совсем новые задние фонари традиционной прямоугольной формы, совмещающие в одном многосекционном корпусе все опции, кроме освещения номерного знака. Под эти фонари пришлось выпрямить и боковины задней панели. Европейские требования к оптике по безопасности возобладали над стилистическими решениями дизайнеров. Кроме того, именно в расчете на экспорт на задней панели моторного отсека между фонарями появилась длинная выштамповка под горизонтальные номера европейского образца.

“A” ©