Маршрут Каракумского автопробега 1933 года

30 декабря, в канун Нового 1933 года, колонна из 25-и ГАЗ-А и такого же количества горьковских грузовиков отправилась в Москву на «смотрины». Традиции демонстрировать новые модели машин первым лицам партии и правительства тогда еще не было, но «отметиться» в столице следовало.

Сейчас, когда 428 км, разделяющие Москву и Нижний Новгород, по автомобильной трассе не спеша можно преодолеть за 6-7 часов, когда по объявлению “куплю автомобиль б у грузовой” вы сможете выбрать быстроходный и надежный грузовик, такое перемещение назвали бы просто «поездкой». Но в 1932 году асфальтированного шоссе между этими городами ещё не было.

Между превратившимися в ледяные горки холмами Владимирской области петляла проселочная дорога; местами на ней лежал глубокий снег, местами – непроходимая грязь. Словом, это путешествие смело можно было квалифицировать как первый советский автопробег. Несмотря на то, что техническая комиссия зафиксировала 162 остановки колонны по техническим причинам, результат пробега сочли успешным. Все ГАЗ-А добрались до Москвы своим ходом, а большинство поломок было вызвано низким качеством деталей, поставляемых смежниками.

Летом 1933 года стартовал Всесоюзный испытательный (так называемый «Каракумский») пробег по географическим «окраинам» СССР. Название свое он получил в связи с тем, что часть маршрута (около 1000 километров) пролегала через пески пустынь Кара-Кум и Кызыл-Кум. В пробеге, нарду с двух- и трехосными грузовиками отечественного и зарубежного производства, приняли участие и 6 автомобилей ГАЗ-А.

Для конструкторов этот пробег стал прекрасной возможностью испытать надежность машины и проверить некоторые технические решения. Например, для повышения проходимости часть автомобилей оснастили так называемыми «сверхбаллонами» – разработанными НИИ резиновой промышленности шинами увеличенного сечения. Они полностью оправдали свое назначение в песках, хотя и существенно затруднили управляемость.

30 сентября участники пробега, пройдя по дорогам и бездорожью страны более 9 тысяч километров, финишировали в Москве. Главным итогом Каракумского автопробега, применительно к ГАЗ-А, стал вывод: советские специалисты в выборе прототипа для первого отечественного массового легкового автомобиля не ошиблись. Дебют прошел успешно. В том же 1933-м году горьковский автозавод сумел запустить конвейер на полную мощность и выпустил 10 тысяч ГАЗ-А, в 1934 году – 17 тысяч, а в 1935 – 19 тысяч. В том же 1933-м году горьковский автозавод сумел запустить конвейер на полную мощность и выпустил 10 тысяч ГАЗ-А, в 1934 году – 17 тысяч, а в 1935 – 19 тысяч.

17 апреля 1935 года с конвейера ГАЗа сошёл стотысячный автомобиль. Им стал именно ГАЗ-А. Юбиляра принарядили: кузов, в отличие от черных и оливковых серийных собратьев, покрасили в два нарядных цвета – красный и бежевый. На пробке радиатора выбили особую эмблему, а его облицовку украсил никелированный диагональный шильдик «100 000». В число «праздничных» опций вошли два электрических сигнала, два дополнительных фонарика, расположенных в нижних углах рамки лобового стекла, и два запасных колеса, разместившихся в нишах передних крыльев. (У серийных образцов единственная запаска крепилась снаружи задней стенки кузова.) Все видимые элементы шасси и детали кузова, обычно окрашиваемые черной краской, были никелированы.

“A” ©