Zundapp Janus 250 1957 г.

Сравнивать мотоколяску СМЗ С-3А с зарубежными аналогами непросто. Во-первых, она делалась без оглядки на таковые, а, во-вторых, сверхмалые импортные машины не предназначались для инвалидов и потому подчас «выступали» в соверщенно ином классе – спорткаров, например. И все же провести аналогии можно.
Zundapp Janus 250 1957 г. (верхний снимок)

Трудно поверить, но этот необычный автомобиль – плод конверсии. Фирма «Дорнье», выпускавшая во время Второй Мировой бомбардировщики, после войны осталась не у дел и решила перепрофилироваться на разработку мирной продукции. Собственное производство авиастроители наладить так и не смогли, поэтому «Янус», названный так в честь двуликого древнеримского бога, выпускала по лицензии немецкая «мотоциклетная» фирма Zundapp.

(Знакомая история, правда?) Любопытно, что компоновка салона, при которой сиденья первого и второго рядов стоят спинками друг к другу, досталась автомобилю по наследству от бомбардировщиков «Дорнье». Их экипажи сидели именно так, спина к спине. Цифры «250» в названии модели свидетельствовали о рабочем объеме мотоциклетного движка.

BMW Isetta 1958 г.

BMW Isetta 1958 г.

В начале 50-х итальянская фирма Iso SpA начала производить «кризисный» автомобиль – «Изетту». Водитель и пассажир попадали в нее через единственную дверь в переднем торце кузова. Руль при этом для облегчения посадки отходил в сторону, благодаря подвижной рулевой колонке с «суставами».

В 1955 году лицензию на производство этой машины выкупил находящийся на грани банкротства концерн «BMW». Производство слегка усовершенствованной «Изетты» (двигатель мощностью 9,5 л.с. удалось форсировать до 13 л.с.) позволило обескровленному войной немецкому автогиганту пережить худшие времена. За 9 лет (с 1955 по 1964 годы) в Германии выпустили 160 000 таких автомобилей.

“A” ©

PS. Как мы видим, в Европе тоже никто не гнался за концептуальным дизайном, все просто приходили в себя после войны, поднимались из разрухи. Когда читаешь опубликованные ежедневники простых людей той эпохи, немного начинаешь понимать, почему никому тогда не приходило в голову делать нечто исключительно для престижа. Простые задачи решали – расселить, накормить, занять, помыть, перевезти. И такие варианты авто для инвалидов были актуальны не только в СССР. Вся Европа наполовина состояла из инвалидов, в большей или меньшей степени поражения.