Храм Василия Блаженного ранним хмурым утром. Москва, 2005 год.

Когда я был в Москве в последний раз, я много гулял по ночному городу, и однажды оказался где-то в районе Шаболовки у стен Донского монастыря. Мне это место очень запомнилось, и я дал себе обещание обязательно побывать в нем, когда смогу снова приехать в Россию. Но так сложилось, что после института новое место работы отвлекло меня от туристических поездок — и без того было много командировочных поездок по всему миру, но только не в Россию. И вот я здесь снова в 2005 году.

Сказать, что Москва изменилась за те восемь лет, сколько я здесь не был, все равно, что ничего не сказать. Во-первых, мне уже не пришлось долго искать подходящую по стоимости и удаленности от центра гостиницу. Уже в турагентстве в Лондоне мне сразу предложили посмотреть на проспектах мини гостиницы москвы с достаточно вкусными ценами, и по фотографиям — приятного вила комнатами. Я согласился, и не ошибся, к размещению претензий не было. Во-вторых, я заметил, что после дефолта 1998 года Москва не просто ожила, но вышла на другой уровень красоты и достатка — было большое количество модерновым новостроек, люди выглядели не хуже, чем в Британии (их одежда, стильные прически).

Православные священники в Донском монастыре. Москва, 2005 год.

И даже русские священники, как я заметил, стали еще толще, их традиционные черные одеяния выглядели совсем новыми, незатертыми, а молодые священники и вовсе выглядели достаточно щеголевато, на мой взгляд (хотя, женщинам виднее). И я не забывал своей мечты, которая у меня осталась с тех давних пор, когда очутился ночью у стен Донского монастыря. И все мои московские приятели мне тоже говорили, что там нужно побывать обязательно. Их восторг был связан с тем, что этому монастырю много лет покровительствует российское донское казачество. Я подумал, что если я туда попаду, то там сразу будет какой-то казачий праздник (у меня такое представление о казаках сложилось из книжек, что они поют песни и танцуют, да и воевать им сейчас не с кем).

Главный собор Донского монастыря. Москва, 2005 год.

Но каково же было мое удивления, когда я увидел на территории монастыря небольшой музей советской бронетехники. И мне было непонятно, она там стоит просто для красоты, или она там что-то охраняет. Но что могут охранять в Москве казаки, и от кого, да еще и на танках — мне так никто и не объяснил. Мои русские приятели только сказали, что это как бы такое символическое возрождение казачества и православия. И снова я не понял — разве православная церковь была когда-то воинским формированием? Я думал, что священники молятся. совершают богослужения, и им не от кого защищаться в столице России. Я знаю, что в древние времена были такие окраинные монастыри на границах России, где монахи всегда имели при себе оружие, чтобы отражать частые набеги на монастырь со стороны местных противников империи и православия. Но чьи набеги собирались отражать монахи Донского монастыря в Москве?

Бронетехника в Донском монастыре. Москва, 2005 год.

Внутри самого монастыря было очень красиво, но я не стал бродить по кладбищу — надгробные памятники не вызывают у меня восхищения, как произведения искусства (я даже в Египте ни разу не ездил к пирамидам, в которых похоронены древние фараоны). Я просто не люблю такие места посещать. Если бы кого-то из моих родственников похоронили на кладбище, я бы туда ездил, но не для того, чтобы глазеть по сторонам, какие там стоят памятники. И на Ваганьковское кладбище смотреть памятник Высоцкому я тоже не поехал ( я послкшал несколько его песен, они интересные, а смотреть на его могилу не вижу смысла, он же не мой родственник). В целом Москва 2005 года мне очень понравилась, все стало веселее и богаче. Но, к сожалению, я был здесь всего два дня проездом. Самое главное меня ожидает в Иркутске, поэтому — до свидания, Москва!

Москвичи выглядят шикарно. ГУМ, Москва, 2005 год.